Поиск на сайте

Движение весны

Урок литературы посвящён весне. Поэтическая страница открывает весну лирическую.

Обучающиеся знакомятся с текстами Ивана Бунина, Игоря Северянина, выразительно читают стихотворения, рассматривают репродукции картин известных русских художников: Б.М. Кустодиева "Весна", Л.В. Туржанского "Деревушка" и "Последний снег", Н.М. Ромадина "Цветущий бугор", С.А. Виноградова "Весна", С.Ю. Жуковского "Старая усадьба. Май".

 

Цели урока:

а) дать начальное представление о лирике  И. Бунина и И. Северянина;

б) учить читать поэтический текст «под микроскопом»;

в) продолжать формировать навык осмысленного выразительного чтения.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

II. Обращение к теме.

Учитель. Несмотря на лежащий снег, по всем признакам видно — на календаре весна. Вспомните всё, что обычно связывают с весной (ответы учащихся).

Записывается тема.

– Как вы думаете, почему выбрано такое название?

(Весна начинается, наступает, идёт к нам;  тает снег, движется вода;  всё в природе меняется).

– Действительно, ни одно время года не сравнится с весной по быстроте происходящих изменений (сравните март и май).

–  Весна – невероятно красивое время года. Вот как сказал о ней Ф.И. Тютчев:

Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!

Этот риторический вопрос позвольте сделать эпиграфом к сегодняшнему уроку.

– Говорить о весне можно и нужно эмоционально. В этом нам поможет поэзия. Мы к ней давно не обращались, говорили о прозаических произведениях. Давайте вспомним, чем поэзия отличается от прозы.

(Форма записи; поэтические произведения чаще, чем прозаические, имеют небольшой размер; в поэзии большее значение имеет передача чувств, сиюминутных переживаний;  рифмовка, ритм).

III. Основная часть урока.

– Поговорим о двух поэтах и прикоснёмся к их творчеству.

Иван Алексеевич Бунин и Игорь-Северянин жили приблизительно в одно время, оба пережили Первую мировую войну, революцию 1917 года, оба так или иначе конфликтовали с советской властью, оба эмигрировали, оба не вернулись в Россию, которую горячо любили. Вот сколько общего в их биографии, но творчество их различно, одну и ту же тему они освещали своеобразно. Сегодня мы познакомимся с их стихотворениями, посвящёнными весне. Но сначала узнаем некоторые интересные моменты их биографии (домашнее задание).

IV. Работа с текстами.

1. «Бушует полая вода…» И.А. Бунина.

а) Учитель читает стихотворение, ученики определяют его тему и идею.

– Что для Бунина весна?

– Какие составляющие весеннего дня он выделяет? (Вода, грачи, бугры, лужи, облака, небо, солнце, гумна и дворы, сад, крыши, петух, ветер).

б) Но простое перечисление этих предметов и явлений природы не даст нам красочного описания весны, не создаст поэтического произведения. Как же автору удаётся сотворить красивое лиричное стихотворение?

(Он описывает предметы, используя красочные сравнения, определения (эпитеты).

Находим тропы. Олицетворения и внимание к деталям позволяет создать живую, яркую картину.

в) Лексическая работа (значение слов «полая» (вода), «пролётные» (стада)).

г) Выясняем место и время действия, обращаем внимание на цвета стихотворения:

чёрный
белый
голубой
светлый

земля
небо
солнце
ранняя весна

- «Слушаем» звуки бунинской весны.

- Определяем место действия стихотворения (деревня, рядом поле).

д) Лирический герой.

- Есть ли авторская оценка в стихотворении? Описывает ли Бунин свои чувства?

- Косвенная оценка: через описание природы + о себе:

Как в забытьи каком стоишь…
И слышишь свежий запах…
Глаза тихонько закрываешь…

Это можно отнести и к каждому из нас. Почему? (глаголы в форме 2-го лица)  => объединяет нас с автором.

- Как вам кажется, где находится лирический герой этого стихотворения?

Прослеживаем по тексту: сначала, вероятно, он смотрит в окно, затем оглядывается назад, видит «зайчиков» в комнате и, наконец,  выходит на улицу. => Пробуем создать устный киноролик (следим за «взглядом» лирического героя:

внизу

Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.

вверху

Грачей пролётные стада
Кричат и весело и важно…

е) Выразительное чтение учеников.

Перед этим обращаем внимание на строчку «Весна, весна! И всё ей радо»:

- Почему два раза повторяется слово весна?

- Что передаёт восклицательный знак? Как мы должны прочитать это предложение?

- «И всё ей радо». На какое из трёх знаменательных слов поставим логическое ударение? Как меняется смысл фразы в зависимости от логического ударения?

И ВСЁ ей радо?
И всё ЕЙ радо?
И всё ей РАДО?

Докажите своё мнение.

2. Игорь-Северянин «Весенний день»

а) Биографические сведения (учебник + отдельные доклады о выборе короля поэтов и происхождении псевдонима).

б) Весна так прекрасна, так захватывает, что даже человек, любивший север, пишет о ней. Вот какой силой обладает пробуждение природы (вспомним эпиграф).

Чтение текста учителем.

в) Определяем тему и идею стихотворения.

г) Какие весенние детали важны этому поэту?

д) Выясняем место и время действия.

Весенний день горяч и золот, -
Весь город солнцем ослеплён!

=> полдень в городе.

- Рад ли автор тому, что он в городе? Куда он стремится?

(Может быть поэтому нет описаний в тексте?!)

е) Находим тропы.

Что ещё помогает автору передать настроение, отношение к весне?

(Пунктуация: обилие восклицательных предложений).

ж) Выразительное чтение учеников.

Также возможно обращение к отдельной строке: «…я снова молод!» - работа с логическим ударением.

V. Подведение итогов (обобщение полученной информации, терминология, эмоциональная оценка).

VI. Домашнее задание  –  выучить наизусть одно из двух анализировавшихся стихотворений; подобрать яркие/понравившиеся строчки о весне из стихотворений других поэтов.

 

В подготовке и проведении урока можно воспользоваться ресурсами Интернета http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116352/

Яндекс.Метрика