Изучаем сложное предложение с пятиклассниками, учимся находить сложные предложения, выделять в них грамматические основы.

Ход урока

1. Организационный этап

Приветствие, пожелание удачи. Проверка готовности.

– Ребята, сегодня из одной удивительной страны нам поступил тревожный сигнал. Ночью случился страшный ураган и перепутал все указатели, таблички, унес жителей. Нам нужно срочно отправиться в путешествие и помочь гражданам этого удивительного государства.

(На карте указать)

– Но чтобы узнать, что это за страна, нужно отгадать загадку, а заодно и потренироваться перед длинной дорогой.

– В тетради запишем число, на маршрутном листе имя.

2. Актуализация

I станция. Задание 1

– Перед вами маршрутные листы

– Вам необходимо прочитать загадку, вставить пропущенные буквы.

1    2    3    4    5    6    1    7    1

1 станция.

За це…ым знанием, друзья,
Отправимся мы в долгий путь.
Чтоб отгадать страны название,
Ты чу…ким, а…уратным будь!

Там изучают связи слов
И знают их предн…значение.
Там всякий вам помоч(?) готов
Из слов построить предложение,
Его стр…ение постич(?)
И форму слов…сочетания.
И в строе реч… каждый …двиг
Там не оставят без внимания.

– Проверим себя, как мы справились с заданием. (Самопроверка по образцу)

– Исправьте ошибки, если они есть.

– Подсчитаем их кол-во, отметим это в табличке ниже. Выставим кол-во баллов. …

– Прочитайте загадку.

– Теперь необходимо выполнить задания, чтобы заполнить пустые клеточки. Номер каждой клеточки соответствует номеру задания.

1    2    3    4    5    6    1    7    1

У нас 3 варианта, каждая парта работает парой.

1 ряд – 1-2 задания

2 ряд – 3-4задания

3 ряд – 5-7 задания

1. В последнем предложении найдите существительное, состоящее из приставки, корня нулевого окончания. Запишите его приставку.

2. Выпишите непроверяемую гласную в корне из слова в последнем предложении.

3. Найдите в первой строфе слово с удвоенной согласной на стыке морфем. Выпишите эту согласную.

4. Найдите слово, которое по своему значению синонимично слову «внимательный». Выпишите из него букву-орфограмму на правило «парный согласный в корне».

5. В первом предложении второй строфы найдите существительное с пропущенной буквой.  Выпишите эту букву.  

6. Найдите словарное слово с удвоенной согласной в корне в первой строфе. Выпишите эту согласную.

7. Найдите во второй строфе существительное 3-го склонения, состоящее из 2 морфем.

– Какое слово вы собрали?

– Эта страна нам знакома?

– Что мы о ней знаем? Дайте определение.

СИНТАКСИС

Дают определение:

Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения, правила их построения и употребления в речи.

– Неподалеку от этой станы есть государство мудрецов (кейсы). Заглянем туда и отыщем название страны. Прикрепим к карте название.

Задание 2

– Какие еще понятия – жители страны синтаксис, встретились вам в этом стихотворении?

Называют: предложение, словосочетания

– Государство мудрецов (ГМ) – находим там этих жителей и крепим на карту. Попутно даем определения.

– Подготовьте материал к терминологическому диктанту. Выберите оставшиеся термины, относящиеся к синтаксису.

Запишите к себе в тетради.

(Один выбранный ученик проделывает это у доски – прикрепляет таблички на поле СИНТАКСИС)

Крепят из ГМ на карту. Попутно дает определения вызванный ученик.

– Какое государство граничит с СИНТАКСИСОМ?

ПУНКТУАЦИЯ

– Что мы знаем о пунктуации? Дайте определение.

– Почему СИНТАКСИС не может обойтись без пунктуации?

Дают определение. Действуют помощники.

Изучает знаки препинания и правила их употребления.

– Итак, мы на второй станции.

Отвечают на вопросы.

– Здесь есть особый город – ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Жители его заблудились.

Задание 3. Станция 2 (1)

– Вспомним, кто живет в этом городе?

(После ответа крепим таблички из ГМ, составляем кластер)

Главные члены предложения и второстепенные. Крепим таблички на карту – составляем кластер.

Продолжение кластера: определение, дополнение, обстоятельство.

– Заполняем пробелы в МЛ.

– Какие второстепенные члены знаете?

– Но город это не простой. В нем 2 района. Один район мы с вами  уже изучили, он нам знаком, но указатель затерялся.

– Выполним еще одно задание и поможем расселиться блуждающим жителям.

Задание 4. Станция 2 (2)

3. Проблемная ситуация

Расставьте знаки препинания там, где они необходимы, выделите грамматические основы.

1) Снег на улице лежит плотным ковром.

2) Причудливый узор мороза лёг на окна иней покрыл ветки тополей.

Составьте схемы.

– Дадим характеристику 1 предложения устно.

Ученик работает у доски. Составил схему первого.

Даем характеристику – проговаривает один ученик, все записывают.

… по количеству грамм основ – простое.

– Какое предложение? (простое)

– Сколько знаков препинания?

– Что знаем о районе ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ?

Термин. Действуют помощники.

– Составьте схему 2.

На втором остановились.

– Какие трудности со вторым предложением?

– Почему?

Несколько основ.

– Как называются такие предложения?

4. Формулирование темы урока и целей

– Какова наша тема? Запишем.

Тема – СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

– Цели?

1. Узнать, что такое СП.

2. Научиться отличать СП в тексте.

3. Познакомиться с особенностями постановки знаков препинания в СП.

– При характеристике по кол-ву основ как его назовем?

– Значит, какие 2 района выделим?

– Сколько может быть основ в ПП?

– Почему второе предложение называется сложным?

– Проверим себя по ТМ учебника (п.34, 1-2)

– Составим схему, пронумеруем основы.

– Попробуйте дать определение СП.

5. Физминутка

– Проведем физминутку.

6. Первичное закрепление

3 станция «Сложное предложение»

Выделите главные члены. Найдите и отметьте сложные предложения. Пронумеруйте части сложного предложения.

Расставьте знаки препинания в предложениях. Составьте схемы.

Сложное     Предложение     Схема       Прав/неправ

1. Зима вступила в свои права снег укрыл все вокруг белым одеялом.        

2. По стволам деревьев постукивает мороз хлопьями осыпается легкий иней.        

3. Солнце светило ярко но оно уже давно не грело.        

4. Земля крыши деревья все выглядело мягким и пушистым.        

– Осуществим взаимопроверку по образцу.

– Посчитайте свои ошибки и поставьте соответствующее количество баллов в табличку.

Количество ошибок    -    Количество баллов

– Какие  пунктограммы есть в 4 предложении?

– Чем между собой похожи все сложные предложения?

В них несколько основ. Разделены запятыми.

– Чем отличаются?

– Чем разделены ПП в составе СП? (,)

– Чем соединены? (союз, интонация )

В предложении 3 есть союз, а в предложении 2 – нет.

– Как можно назвать предложения, которые связаны СОЮЗОМ?

(Союзные)

– Как можно назвать дома БЕЗ СОЮЗА?

(бессоюзные)

– Вот мы и определили названия улиц в этом районе.

– Итак, какие бывают сложные предложения?

– Проверим свои предположения. ТМ п. 34, 3-4.

Систематизируют информацию.

– Составьте кластер «Предложение»

7. Закрепление

– Проверим, хорошо ли мы знакомы со сложным предложением.

Схематический диктант.

Метели полетели по лесу, морозы усилились.

В свете луны слабо светились березы и бросали на снег легкие тени.

Утром выпал снег, и все вокруг побелело.

Всю ночь бушевала метель, но к утру она успокоилась.

– Оцените себя.

(Самопроверка)

 – Кол-во ошибок помете в тетради, выставьте отметку.

8. Рефлексия

– Вернемся наших целей. Мы их достигли?

– Я узнал

– Я научился

– Я познакомился

– Я затруднялся


ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку

УРОК

Маршрутный лист

Слова для табличек

Яндекс.Метрика