Поиск на сайте

Уютное местечко

В начальной школе ученики знакомятся с главными членами предложения, умеют их находить и подчёркивать.

В пятом классе они получают представление о второстепенных членах – определении, дополнении и обстоятельстве.

Разграничивать их не очень-то легко, но попробуем научиться. Не будем изменять традиции и сначала познакомимся с определением, условный знак которого – волнистая линия.

В качестве примеров мы будем использовать предложения из рассказов Евгения Ивановича Носова «Сронилось колечко», «Алюминиевое солнце».

Напомним, что определение всегда зависит от членов предложения, выраженных существительными, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?

Например:

В солнечную (КАКУЮ?) погоду по тени от этого (КАКОГО?) шеста дедушка умел угадывать время, даже посылал меня сверять с ходиками.

У нас на деревне уже был такой (КАКОЙ?) случай.

Остальные (КАКИЕ?) гуси дружно одобряли эти его (ЧЬИ?) попытки, и двор полнился шумным (КАКИМ?) и взволнованным (КАКИМ?) кегеканьем.

Дедушкино (ЧЬЁ?) кресло тоже опрокинули на сундук, свернули трубочкой лоскутный (КАКОЙ?) половичок.

Тётушки взвалили на нас и вторую (КАКУЮ?) вязанку.

Различают два вида определения: согласованное и несогласованное. Согласованное определение связывается с определяемым словом согласованием и занимает место перед ним. Такое определение выражается полными прилагательными, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными, полными причастиями: мёрзлая земля, мой друг, девятый вагон, растревоженная пыль, освежающие струи.

Несогласованное определение связывается с определяемым словом управлением и примыканием, находится после определяемого слова и выражается существительными с предлогом и без него, наречием, инфинитивом: дупло белки (беличье дупло), прибор для письма (письменный прибор), езда шагом, желание учиться.

Несогласованные определения, которые дополнительно передают объектное и обстоятельственное значение, можно заменить определением, поставить перед определяемым словом или же подобрать ещё одно определение.

Например:

Будь помянут и высокоспинный, (КАКОЙ?) с подлокотниками, самоделковый дедушкин (ЧЕЙ?) стул, по резвой молодости сколоченный им наподобие где-то виденного усадебного образца.

Тётушка Лёнка и тётушка Верка, сидя на полу, заняли места (ЧЬИ?) подавальщиц, в обязанности которых входило набирать пучки (КАКИЕ?) тростника и готовить из них укороченные скрутки (КАКИЕ?), удобные для подбрасывания в огонь.

Определения могут быть обособленными и необособленными в зависимости от места нахождения определяемого слова. Если определение выражено причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, то оно становится обособленным.

Например:

И поныне памятны и радостны мне вечера тогдашнего деревенского (КАКОГО?) предзимья, когда в доме шумно и весело принимались растапливать дедушкину (ЧЬЮ?)лежанку. Топили её спелым, золотистым (КАКИМ?) камышом (КАКИМ?), накошенным по перволедью на Букановом займище.

Если же определяемое слово является личным местоимением, то в любом положении такое определение будет обособленным.

...Увлечённая хлопотами по дому, она не придала этому значения и не вышла в сени посмотреть, в чём там дело.

Обособленными могут быть также и определения, выраженные прилагательными, когда они занимают место после определяемого слова.

В окно уставится, немой и глухой, и всё глядит, как сорока на поилке колечком бренчит.

На другое утро, туманное, жесткое от ночной прохлады, Катерина нашла его в лесопосадке застрявшим в цепких кустах акаций.

Особым видом определения считают приложение, которое обычно выражается словом с предметным значением и даёт ему другое название. В роли приложения могут выступать собственные и нарицательные существительные, которые согласуются с определяемым словом в падеже: на груди утёса-великана, со стариком-охотником.

Приложение поясняет название предмета или его качества, сообщает о социальной принадлежности, возрасте, профессии, специальности, роде занятости. Оно может быть нераспространённым и распространённым.

Например:

Посередине двора, подальше от построек, еще с лета высилась копна сена - зимняя еда для коровы Зойки и шестерых ягнушек.

Из сеней высунулся бурый лицом Пахомыч, околоточный платный пастух, привычный входить в любой дом без всяких церемоний.

Вслед за Пахомычем неслышной мышкой проскользнула деревенская учительница, худенькая, лёгкая, очкастенькая Серафима Андреевна, квартировавшая через два дома от нас.

Лежанка располагалась у горничного простенка прохожей комнаты, из которой было два выхода: один вел в кухню, мимо крепости-печи, далее - в сени и во двор, другая же дверь приглашала в чистую половину дома, или гостевую горницу, где в святом углу висели родовые иконы во главе с сурово воззирающим Спасом, узкой и темной дланью творящим священное знамение.

В этой не очень просторной, но самой теплой проходной комнате, помимо лежанки, находила себе место еще и деревянная, темная от времени бабушкина кровать, под косяковым одеялом которой и я, залетный постоялец, тоже примял себе уютное логовце.

Чаще всего приложение находится после определяемого слова, хотя позиция не всегда помогает разграничивать их. Есть несколько способов, чтобы узнать приложение.

Во-первых, сказуемое согласуется с подлежащим, а не с приложением (Журнал «Лиза» уже продан.), во-вторых, связываясь с другими словами, изменяется определяемое слово, а не приложение (В журнале «Лиза» опубликовали интересную статью.), в-третьих, при сочетании нарицательного и собственного неодушевлённого существительного приложением является имя собственное (Озеро Байкал называют чудом природы во всех отношениях.), в-четвёртых, при сочетании нарицательного и собственного одушевлённого существительного приложением будет нарицательное существительное (Доктор Иванова сегодня не принимает.).

Когда сочетаются оба нарицательных существительных, возможны варианты: определяемое слово чаще выдвигается на первое место (девушка-француженка, француз-гувернёр, муравьи-хозяева), но приложение, обозначающее свойства предмета, передвигается вперёд (красавец мужчина, умница дочка).

 

Литература

1. Носов Е.И. Памятная медаль: повести и рассказы / Е.И. Носов; авт. послесл. А.И. Солженицын. - Москва: Русский мир: Московские учебники, 2005.

2. Шульженко  Г.И. Изучение темы «Члены предложения» в IV классе в парах сменного состава /Русский язык в школе. - 1989. - №5.

Яндекс.Метрика