
В 5 классе закончили изучение раздела «Морфемика и орфография» и провели комплексную контрольную работу.
Текст для этой работы подготовлен специалистами Института стратегии развития образования. Предложено два варианта с критериями оценивания и рекомендациями по проведению в течение одного урока в 45 минут. В каждом варианте было по 6 заданий: 4 тестовых задания с выбором ответа, 1 тестовое задание с кратким ответом и развёрнутое задание со списыванием деформированного текста с пропущенными буквами.
Материалом воспользовались в сильном классе, учитывали, что 1 вариант адресован ученикам, успевающим на «3» и «4», а тем, кто учится на «4» и «5», дали 2 вариант. Авторы обратили внимание на различный уровень трудности вариантов и рекомендовали 1 варианту в работе со списыванием текста предложить для использования орфографический словарь. Тексты в задании 6 состояли из 60 и 79 слов, что меньше нормы в 90-100 слов.
В целом работа включала задания, которые не представляли трудностей для учеников. Дети умеют находить в слове все морфемы и выделять основу, распознавать однокоренные слова, но не всегда находят чередования с нулём звука, применяют правила написания приставок на З/С, букв Ы-И после приставок и после Ц, буквы О-Ё после шипящих во всех морфемах, проверяемые и непроверяемые гласные и согласные, в том числе непроизносимые.
Какие были допущены частотные ошибки?
В 1 задании 1 варианта дети не нашли ряд с однокоренными словами, содержащими чередующиеся гласные А-О: водоросли - растение - выращенный. Дети в данном разделе не изучали корни с этим чередованием. Полагаем, это неудачно предложенный ответ, не соответствующий изученному материалу.
В 4 задании 2 варианта для определения морфемного состава слова было предложено слово РАСТ-ЕН-ИЕ. Однако строение отглагольных существительных с суффиксами ЕНИJ и НИJ и правило написания гласных в подобных корнях не изучалось в разделе. Не все ученики запомнили такое чередование, как В||ВЛ и подобные им, поэтому выбрали именно этот ответ вместо нужного.
Оценивание разработано в соответствии с критериями всероссийских проверочных работ. Если системно использовать подобные работы, то ученики привыкнут к такой форме контроля и не будут испытывать страх перед очередной контрольной работой.
По нашему мнению, главная проблема для пятиклассников кроется в умении прочитывать и понимать предложенное задание. Например, во 2 варианте требовалось найти такое слово, которое НЕ соответствовало схеме, или НЕ имело окончания, или НЕВЕРНО указан морфемный состав.
Вероятно, из-за временнóго ограничения ни в одном задании не требовалось объяснить свой выбор: почему все слова однокоренные, или почему верно выделена в слове приставка, или почему есть окончание АЯ. Если бы требовалось такое рассуждение, то и ответы могли быть в большей степени с правильно выбранными словами.
Хорошо, что контрольная работа была компактно сформирована, в ней выделены задания и место для внесения ответов. Потребовалось всего лишь 3 листа формата А4 в книжной ориентации для печати.
Для ознакомления с форматом и заданиями контрольной работы по разделу «Морфемика и орфография» предлагаем её текст на сайте и в формате pdf для удобной печати в конце страницы.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант 1
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ
На выполнение контрольной работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает 6 заданий.
Ответы на задания запишите в работе на отведённых для этого строчках. Если Вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы можно пользоваться орфографическими словарями.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
1. В каком ряду все слова однокоренные?
1) наискосок, прикоснуться, коса
2) лётчик, лететь, вылечим
3) смелый, мельница, умелый
4) водоросли, растение, выращенный
Ответ:__________________________________________________________________________.
2. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) загадка 2) зайчишка 3) запутывал 4) забор
Ответ:__________________________________________________________________________.
3. В каком слове есть окончание -АЯ?
1) добрая 2) чая 3) урожая 4) (родные) края
Ответ:__________________________________________________________________________.
4. В каком слове верно выделена приставка?
1) с-уметь 2) с-уровый 3) (пушистый) с-урок 4) с-умерки
Ответ:__________________________________________________________________________.
5. Выпишите из данных предложений выделенные слова и выполните их морфемный анализ.
По бледному голубому небу там и сям клочьями повисли мохнатые, пушистые облака, над садом лёгкой дымкой стоял туман. (В. Песков)
Ответ:_________________________________________________________________________.
6. Перепишите текст, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы.
Сев..рная в..сна была в ра..гаре. Порывистый ветер нёс ок..ану дыхание суровой Балтик... Вз..гравшее море пугало.
По..вились кучевые обл..ка. Обг..няя обл..ка, л..тели на сев..р птиц..: кр.. кливые гуси, лебеди с трубными гол..сами. Прон..сились ж..лтенькие чирки, нырки и прочая утиная мелоч(?). Всё ож..вало, ра..горалось, шумело и пело.
Даже стар..е доски аэродромно..о настила в..сной пели на разные лады, как ж..вые, пр..гибались под н..гами лё..чиков.
(По Н. В. Богданову)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант 2
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ
На выполнение контрольной работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает 6 заданий.
Ответы на задания запишите в работе на отведённых для этого строчках. Если Вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другим справочным материалом.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
1. В каком ряду все слова однокоренные?
1) растение, растяпа, рост, ростки
2) положить, сложение, ложный, полог
3) костюм, кость, костяной, костюмер
4) заузить, узкий, узенький, узковатый
Ответ:___________________________________________________________________.
2.Какое слово НЕ соответствует схеме: КОРЕНЬ + СУФФИКС + ОКОНЧАНИЕ?
1) теплеет 2) теплота 3) тепловатый 4) тёплый
Ответ:___________________________________________________________________.
3. В каком слове НЕТ окончания?
1) молоко 2) ухо 3) кино 4) было
Ответ:___________________________________________________________________.
4. Морфемный состав какого слова указан НЕВЕРНО?
1) при-езж-а-ете
2) с-говор-чив-ый
3) за-готовл-ю
4) раст-ен-ие
Ответ:___________________________________________________________________.
5. Выпишите из данных предложений выделенные слова и выполните их морфемный анализ.
В последние месяцы Бим незаметно вошёл в мою жизнь и занял в ней прочное место. Чем же он привлекает? Добротой, бесконечным доверием и лаской. (По Г. Троепольскому)
Ответ:___________________________________________________________________.
6. Перепишите текст, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы.
Мой дом (не)походил на дач(?)ный. Мы под..скали небольшой и удобный деревенский дом. Окна в сад были открыты всю ноч(?). Деревья ра..кидывались густой л..ствой возле самых окон. На заре птиц.. так чисто и звонко щ..бетали в кустах, что отд..валось в комнатах.
Синеватые леса т..мнеют в д..лине. Алой сталью блестит река в к..мышах и высокой луговой зелен.. . С з..ркальной воды п..днимают(?)ся и тают пол..сы белого пара. А вд..ли ш..роко и ясно ра..л..вает(?)ся по небу ж..лтый свет зари. Со(?)нце прибл..жает(?)ся.
(По И.А. Бунину)
Файл контрольной работы в формате pdf для печати
Литература
Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык»: методические рекомендации / [О.М. Александрова, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина]. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023.