
Контрольная работа в 5 классе по разделу «Лексикология» неожиданно оказалась трудной для учеников.
Не было в ней инструкции для детей, кроме слов «Выполните задания 1 – 6». Задания были неточными.
К примеру, в первом варианте в заданиях № 2 и № 5 не были выделены жирным шрифтом слова, употреблённые в переносном значении, и слова, к которым нужно было подобрать антонимы. Потребовалось время, чтобы дать консультацию детям: найти и подчеркнуть.
Одинаковое для обоих вариантов задание на соответствие (в 1 варианте оно было первым, во 2 варианте — последним) содержало такие формулировки терминов, что приходилось находить соответствия по наитию.
Можно ли безусловно согласиться, что паронимы — это обязательно однокоренные слова? Чаще всего да, но не всегда. Они похожи на слух и отличны по значению. У них могут быть разные приставки, суффиксы и даже корни: обхватить — охватить, цветастый и цветистый, невежа — невежда. Они сочетаются с определёнными словами, далеко не со всеми: великий поэт — величественный монумент, одеть куклу — надеть пальто, компания друзей, просторная кают-компания — избирательная кампания.
Что за термин скрывается за оборотом «возможность слова сочетаться с теми или иными словами»? Конечно, сочетаемость. Но тогда зачем он был нужен?
Формулировка «Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению» подходит к омонимам. Но разве всегда они «одинаковые по звучанию и написанию»? Замок и замок, атлас и атлас — разве одинаково звучат? А слова «поласкать» и «полоскать» одинаково пишутся? Мы ведь с детьми уже различаем омонимы и омофоны, омографы и омоформы.
Во 2 варианте первые три задания опирались на работу с большим текстом, причём не было формулировки, что сначала его нужно было прочитать, а потом выполнять задания 1 – 3.
Критерии оценивания были приблизительными, отсутствовала балльная система. Отметки можно было поставить такие:
«5» - Выполнены правильно 6 заданий, допускается одна ошибка в любом из заданий.
«4» - Выполнены правильно 5 заданий, допускается две ошибки в одном или нескольких заданиях.
«3» - Выполнены правильно 3 – 4 задания, допускается три ошибки в одном или нескольких заданиях.
«2» - Выполнены правильно 1 – 2 задания, допущено четыре ошибки в одном или нескольких заданиях.
Но это неравноценно по вариантам, один из них проще, другой сложнее.
В 1 варианте получилось так:
задание № 1 - 5 баллов,
задание № 2 - 3 балла,
задание № 3 - 7 баллов,
задание № 4 - 2 балла,
задание № 5 - 10 баллов,
задание № 6 - 1 балл.
Всего 28 баллов.
Во 2 варианте получилось иначе:
задание № 1 - 3 балла,
задание № 2 - 1 балл,
задание № 3 - 3 балла,
задание № 4 - 5 баллов,
задание № 5 - 3 балла,
задание № 6 - 5 баллов.
Всего 20 баллов.
Когда будете использовать данную контрольную работу, подчеркните невыделенные слова в 1 варианте и раздайте этот вариант подготовленным ребятам. Учтите, что оценивать выполненные работы непросто.
Предлагаем познакомиться с текстом контрольной работы и скачать его при желании.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант 1
Выполните задания 1 – 6.
1. Соотнесите термины и их значения и запишите в таблицу №1 буквы.
| Термин | Значение | ||
| 1 | Омонимы | А | Однокоренные слова, которые принадлежат к одной части речи, имеют сходство в звучании, но различаются своими значениями. |
| 2 | Антонимы | Б | Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки. |
| 3 | Многозначное слово | В | Возможность слова сочетаться с теми или иными словами. |
| 4 | Паронимы | Г | Слова одной и той же части речи с противоположными значениями. |
| 5 | Синонимы | Д | Слово, которое имеет два или более значений, называет в чём-то сходные между собой предметы, признаки, свойства. |
| 6 | Е | Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. |
Ответ:
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Запишите только те предложения, в которых выделенное слово употреблено в переносном значении. Письменно объясните значение этого слова.
1) Маляр, стоя на лестнице, белил потолок.
2) Петя сказал, что четвёрка по литературе – это его потолок.
3) Собака убежала, поджав хвост.
4) Каникулы испортил хвост по математике.
5) На скатерти после Мишиных опытов появилась большая дыра.
6) Из-за болезни в моих знаниях образовалась дыра.
3. Запишите сначала примеры, в которых употреблены омонимы (I), затем примеры с многозначными словами (II).
1) Выйти из класса – класс млекопитающих.
2) Старинный замок – дверной замок.
3) Солнечный свет – на другом конце света.
4) Сердечная мышца – сердечная встреча.
5) Площадь круга – круг друзей.
6) Бетонная стена – стена дождя.
7) Мешал кашу – мешал работать.
Ответ: I)
Ответ: II)
4. В каком предложении есть синонимы? Выпишите их, укажите, к какой части речи они принадлежат.
1) В то время у царя Гороха заболела, захворала дочь единственная, Настасья Гороховна, и никто её вылечить не мог.
2) Как царевна волшебный цветок понюхала, так сразу и выздоровела.
3) Возрадовался царь Горох, выдал дочь свою за дурака, и стал Иван царём.
4) Да только ума у него не прибавилось: сам дрова колет, сам печь топит, а Настасью Гороховну заставил воду носить и царский терем мести.
5. К выделенным в тексте словам подберите антонимы. Запишите пары антонимов.
1) Уже давно оставила родную рощу звонкоголосая иволга.
2) Вслед за ней улетели ласточки.
3) Их глубокие норы темнеют в опустевшем береговом обрыве.
4) А вчера на глухой лесной плёс за деревней Гуторово опустилась пара крохалей — пролётные гости с далёкого севера.
5) На другой день, когда я снова пришёл на этот плёс, крохали не улетели.
6) Погода не торопила их на юг.
7) Моё соседство их нисколько не смущало.
8) Видать, мало имели они встреч с человеком.
9) Не то что наша дикая утка.
10) Редко по какой из них не палили из ружья.
6. В каком предложении есть ошибка в употреблении слова? Запишите исправленный вариант предложения.
1) Мы услышали огорчённый вдох.
2) Зачинщиков конфликта удалось успокоить.
3) Мы успешно выступили на отборочном туре соревнований.
4) На улице было ветрено, пришлось надеть шапку.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант 2
Выполните задания 1 – 6.
Прочитайте текст и выполните задания № 1 – 3.
Мир погряз в несправедливости. Сегодня Антон убедился в этом на собственном опыте. День не задался с самого утра.
На первом же уроке он схлопотал двойку по алгебре, и всё из-за того, что случайно решил не свой вариант. Конечно, сама по себе такая оплошность не криминал. Если бы Антон наделал ошибок, он получил бы заслуженный трояк и мог бы дальше радоваться жизни. Проблема заключалась в том, что все задачки были решены на отлично, что вызвало немалое удивление математички.
Точные науки не были коньком Антона. По математике он обычно перебивался на тройки с редким вкраплением четвёрок. Немудрено, что Алевтина Викторовна решила, будто он нарочно схитрил, чтобы списать у Самсоновой Насти. Нельзя сказать, что её подозрения не имели под собой основания.
Сначала Антон и впрямь ошибся с вариантом, а когда заметил свой промах, то менять что-либо было поздно, и он резонно рассудил, что глупо упускать шанс и ничего не подсмотреть. Но самое обидное заключалось в том, что он подглядел до смешного мало. У Настьки много не спишешь. Эта вредина стоит на страже своей тетрадки, как бульдог возле сахарной косточки. Так что большую часть контрольной Антон решил самостоятельно, и двойка была вопиющей несправедливостью.
(Т.Ш. Крюкова)
1. В тексте выделены слова. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) Нарочно. В шутку, не всерьёз (разг.). Он нарочно сказал, не обижайтесь.
2) Оплошность. Ошибка, ошибочный поступок. Допустить оплошность.
3) Погрязнуть. Глубоко увязнуть в чём-л. вязком, топком. Погрязнуть в болоте.
4) Вариант. Видоизменение, разновидность. Проект в двух вариантах.
5) Проблема. перен. О чём-н. трудно разрешимом, осуществимом; вообще трудность с чем-н., осложнения (разг.). Из простого дела устроил целую проблему.
6) Рассудить. Разобрать обстоятельства какого-л. спорного дела, вынести решение. Рассудить спор. Рассудить спорщиков. Рассудить, кто прав, кто виноват.
2. Найдите в тексте и запишите предложение, в котором употреблён омоним слова, имеющего лексическое значение «согласие, отсутствие разногласий, вражды или ссоры». Жить в мире. Нарушить мир в доме.
3. Запишите синонимы к словам из прочитанного текста: двойка (разг.), трояк (разг.), отлично.
4. Письменно объясните значения выделенных слов в данных словосочетаниях с помощью подбора синонимов.
1) Интересная книга. Интересная внешность.
2) Лёгкая задача. Лёгкий мороз. Лёгкий характер.
5. В некоторых из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Подберите к выделенному слову пароним. Запишите номер предложения и подобранное слово.
1) Каждый будний день после обеда мы занимаемся спортом.
2) Миша спросил не из праздничного любопытства, ему было действительно очень интересно.
3) Наши словесные объяснения никого не убедили.
4) Мы часто играем в футбол с соседними ребятами.
5) Зрительный зал был переполнен.
6) Перед дальней дорогой Веру обхватила грусть.
6. Соотнесите термины и их значения и запишите в таблицу №1 буквы.
| Термин | Значение | ||
| 1 | Омонимы | А | Однокоренные слова, которые принадлежат к одной части речи, имеют сходство в звучании, но различаются своими значениями. |
| 2 | Антонимы | Б | Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки. |
| 3 | Многозначное слово | В | Возможность слова сочетаться с теми или иными словами. |
| 4 | Паронимы | Г | Слова одной и той же части речи с противоположными значениями. |
| 5 | Синонимы | Д | Слово, которое имеет два или более значений, называет в чём-то сходные между собой предметы, признаки, свойства. |
| 6 | Е | Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. |
Ответ:
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Литература
Сборник типовых заданий для текущего оценивания по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык». 5 класс: методические рекомендации / [И.Н. Добротина, М.А. Аристова, Ж.Н. Критарова и др.]. – М.: ФГБНУ «Институт содержания и методов обучения», 2024. – 135 с.: ил.