Наша память о прошлом живёт в нас самих, мы её охранители и держатели, а там, где не помнят или не хотят помнить своей истории, «истоки национального духа засыхают».
Невольно вспоминаются слова Пушкина:
Там русский дух,
Там Русью пахнет!..
Русью «пахнут» сказания и легенды, старинные песни и былины.
Первые былины появились во времена Киевской Руси, когда правил князь Владимир Красное Солнышко, а границы владений защищали славные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Кто сочинял былины? Может, сами воины, повидавшие кровавые сечи и испытавшие на себе вкус побед и поражений? Былины в стародавние времена пелись складно, под гусли, на пирах, в гриднице князя (так называлась комната для пиров, княжеская горница), в часы досуга перед новыми битвами, чтобы поднять боевой дух своих сотоварищей. По кругу передавалась братина — большая деревянная чаша, в которой находилось питьё для всех дружинников.
Само слово «былина» происходит от слова «быль». Как тут не верить, что все события действительно происходили именно так, а не иначе! Нашим предкам приходилось быть настороже и отражать набеги степняков — вот почему героическая тема была главной в былинных сказаниях. Подтверждение тому можно найти в летописных сводах. В некоторых из них встречается имя Александра Поповича из Ростова, который погиб в битве на Калке в 1223 году. Былинный богатырь Алёша Попович тоже родился в Ростове, а имя Алёша в древности было уменьшительным от имени Александр.
Известно и про воина по имени Чоботок, родившегося в Муроме, который действительно не мог ходить из-за болезни позвоночника, после тяжёлого ранения в бою он «раздал нажитые богатства на украшение храмов» и постригся в монахи, приняв новое имя — Илья. В 17 веке Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобного Ильи Муромца, его мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре.
Три богатыря жили в разное время, и могли встретиться только на картине Васнецова, законченной после многолетней работы в 1898 году: если Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, то Добрыня должен был быть стариком, а Алёша Попович — мальчиком.
Когда Русь стали называть Московией, по-прежнему пелись былины о Киевской земле и её защитниках, но былин о Москве не сохранилось, словно творцы этих песен хотели сказать: «Посмотрите, какие славные богатыри были на святой Руси! Да неужто и сейчас таких не найдётся?!»
И вышли на Куликовскую битву Александр Пересвет и Родион Ослябя, и разгромили ордынцев, показав пример мужества и силы духа: можно бить врага и побеждать его, недалёк тот день, когда освободится Русь от ненавистного ига.
Сегодня читать былины — трудное дело. Никак не обойтись без толкового словаря! В стародавние времена всякого ворога (врага, неприятеля) называли басурманином (это иноземец, иноверец), вельможу величали боярином, самых бедных — голью перекатной, земледельцев — смердами, плясунов и потешников — скоморохами, а мудрецов — волхвами.
Как станет гусляр петь-напевать про богатырей славных да удалых, так и посыплются слова одно другого затейливее! Без них невозможно представить себе ни оружия богатыря, ни коня его каурого (рыжего), да борзого (значит, скорого да быстрого), да ретивого (горячего, пылкого). Богатырский конь может заслужить и ласковое присловье «бурушка», и даже ругательство «волчья сыть» (конь — пища волков).
Что должно быть в порядке у богатыря? Верно, снаряжение! Под седло витязь подкладывает потник (войлок), на себя надевает кольчугу и шелом (шлем), берёт червлёный (красный) щит, булатный (из узорчатой стали) меч, палицу (тяжёлую дубинку с утолщённым концом), колчан — сумку для стрел. Может ещё воспользоваться и рогатиной — таким копьём, у которого обоюдоострый железный наконечник. Более привычное название — «рожон». Отсюда и пошло известное выражение «лезть на рожон».
В 19 веке известным собирателем былин был Павел Николаевич Рыбников. Его сослали на Север под надзор полиции. От крестьян Олонецкого края он слышал много былин и сказаний, записал более двухсот текстов и издал в Москве сборник древнего эпоса.
Вот как передал свои впечатления о пении былин Рыбников:
«...я много слыхал и песен и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и весёлый, порой он становился быстрее, потом обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением... Сквозь дрёму я рассмотрел, что шагах в трёх от меня сидит несколько крестьян, а поёт седоватый старик с окладистою белою бородою, быстрыми глазами и добродушным выражением в лице... Он оборачивался то к одному соседу, то к другому и пел свою песню, перерывая её иногда усмешкою. Кончил певец и начал другую песню: тут я разобрал, что поётся былина о Садке-купце, богатом госте».
Вольная Новгородская республика никогда не знала крепостного права. Купцы собирали дружины для освоения земель, воины шли по рекам и озёрам на ушкуях (больших речных судах), потому и назывались дружинники ушкуйниками.
Поморы занимались промыслом рыбы и морского зверя. Уходили на промысел далеко и надолго. Что было делать в долгие зимние вечера, кроме вязания сетей и починки снастей? Тут и выручал сказитель, который пел песни о былых временах, о славных подвигах русских богатырей. Хорошего сказителя переманивали из артели в артель.
На Севере былины сохранились дольше, чем где-либо, их называли «старинами». Среди простых крестьян были истинные знатоки своего дела — «старинщики». Каждый сказитель рассказывал былины на свой лад, передавая из уст в уста истории об удальстве храбрых защитников земли русской.
Былины всегда интересовали русских писателей. Лермонтов, подражая старинному слогу, сочинил «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Алексей Константинович Толстой переложил на поэтический лад известные сюжеты былин, придав им литературный характер.
Читателям знакомы сюжеты русских былин в обработке писательницы-фольклористки Ирины Карнауховой. Книга «Русские богатыри» была выпущена в свет издательством «Детская литература» в 1974 году и неоднократно переиздавалась.
В начале 80-х годов двадцатого века детский журнал «Мурзилка» предпринял попытку вернуть маленьких читателей к чтению былин: в нескольких номерах печатались былины, которые пересказал А. Александров.
Сейчас на полках книжных магазинов можно найти книгу былин от издательства «Эксмо», в которой утверждается мысль, что «ничего особо героического в русских богатырях нет», а в заключительной главе объясняется, как они закончили свою жизнь: «Страх взял богатырей… бросились они бежать от врага…», и все окаменели.
И с курганским публицистом Дмитрием Белоусовым произошло нечто подобное: ещё в перестроечную эпоху его неприятно поразил один из самоуверенных посетителей Третьяковской галереи, утверждавший, что картину «Богатыри» Васнецов написал неправильно с исторической точки зрения.
«Что мне до каких-то богатырей на картине, написанной давным-давно?» — думал расстроенный писатель, возвращаясь из поездки домой. Но тот «знаток прошлого» больно задел какую-то струнку в душе, захотелось защитить давно ушедших с земли русичей: «Они-то сами уже не смогут постоять за себя, но я-то могу, я должен, ведь я их часть...».
Прочитайте очерк писателя Д.А. Белоусова, в котором он отстаивает свою позицию, предлагая оппоненту много весьма справедливых аргументов и интересных примеров.
Д. Белоусов
Богатыри
Картину Васнецова «Богатыри» я хорошо знал, она была для меня старой доброй знакомой. Конечно, я всегда считал, что на ней изображены былинные герои и, наверняка, художник не полностью следовал историческим исследованиям, но уж больно резанули по сердцу слова этого самодовольного человека. Он, стоя у картины, объяснял с чувством превосходства:
— С военно-исторических позиций многое здесь изображено неправильно... Кони... Да на таких тяжеловозах разве разгонишься? А ведь именно разгон решал исход конного поединка. И оружия такого не было: копьё не бросить — тяжёлое и короткое, с таким только на медведя ходить. Щиты у богатырей круглые, а у русских воинов всегда были миндалевидные. Лук маленький, далеко ли из такого выстрелишь? Одним словом — всё это сказка!
Прямо профессор истории!
— А вы взгляните на Добрыню Никитича,— вещал он.— Меч — и тот изображён неправильно! Славяне тогда делать мечи не умели, на Руси все они были норманнского производства с плоским лезвием, а не с выборками металла — долами — как на картине.
Если до этого я ещё мог поверить знатоку... Неужели славяне не умели сами отковать меч, неужто зависели в этом от норманнов?
Самое обидное было то, что я не знал, как возразить этому самоуверенному человеку. Хотя, казалось бы,— что мне до каких-то богатырей на картине, написанной давным-давно? Но задел, и больно задел тот знаток какую-то струнку в душе, очень захотелось отстоять перед ним моих давно ушедших с земли предков, высоких, русоволосых русичей. Они-то сами уже не смогут постоять за себя, но я-то могу, я должен, ведь я их часть, хотя и живу в большом городе и никогда не летел по ковыльной степи на боевом коне.
Как только я приехал домой, сразу же пошёл в библиотеку. Мне дали цветную репродукцию «Богатырей» и целую гору книг. В них говорилось о манере письма Васнецова, о размещении всадников на картине, кто и когда был натурщиком. Оружием авторы почему-то не интересовались. Тогда я попросил что-нибудь о старинном русском оружии. Библиотекарь протянула толстый том в кожаном переплёте. Быстро я нашёл главу о мечах. И расстроился: действительно, чёрным по белому там было написано, что мечи на Русь завозили варяги. И были эти мечи с плоскими лезвиями, заточенными с краёв. Выходит, Васнецов ошибся, а тот человек из Третьяковской прав?
Почти отчаявшись, я всё же решил посмотреть материал об остальном оружии, изображённом на картине. А вдруг удастся что-нибудь разыскать? Начал с лука Алёши Поповича. В книге было два рисунка: лук «простой» — палка с натянутой тетивой (такие я и сам в детстве мастерил) и лук «сложный». Да ведь это же тот самый лук, который изображён на картине! В книге говорилось, что такие луки были короткими, а стреляли они далеко потому, что были сделаны из дерева, роговых пластин, на тетиву шли сухожилия животных. Ага, неправ «знаток» из Третьяковки!
Торопясь, нашёл я главу о копьях. Оказалось, конные копейщики никогда копья не метали, для этого у пехотинцев существовали сулицы — специальные короткие пики. Васнецов совершенно правильно изобразил копьё Ильи Муромца тяжёлым и коротким. Даже в такой, казалось бы, мелочи, как наконечник, художник не ошибся. Нарисовал плоское лезвие, с едва заметной гранью. Про копья с такими наконечниками в книге сказано, что появились они на севере, по классификации ближе всего стоят к рогатине, ими можно было пробить самый мощный доспех. Всё сходится, опять сходится: Илья-то недаром — Муромец, родом из-под города Мурома, а это север Руси.
Представляю, как, наклонив копьё, налетал богатырь на противника... Силу удара, это известно, решает скорость и масса. Пусть кони богатырей уступали в скорости коням противника — весом возьмут. А вот насчёт преследования стоит выяснить. Недолгий поиск в книгах... Ага, вот и сказано: славяне не очень любили конные схватки и погони, предпочитали пеший бой. И хотя в XII веке для преследования даже выделялись специальные отряды, основная масса войск оставалась на месте: считалось, кто остался стоять на поле боя, тот победитель. Нашим же богатырям зачастую и нельзя было преследовать противника — они несли службу у границы.
Надо бы ещё взглянуть в былины! Вдруг там тоже есть что-нибудь интересное. Открываю их и почти сразу же удача — натыкаюсь на фразу о том, что ростовский дружинник Александр Попович, ставший прототипом былинного героя-богатыря Алёши Поповича, за мужество и доблесть при отражении набега половцев получил в награду гривну — золотой обруч для ношения на шее. Тут же отыскиваю репродукцию, погребённую на столе под стопками книг. Затаив дыхание всматриваюсь — есть! Небольшой золотой ободок вокруг шеи Поповича. Да, вот она, одна из первых медалей Руси — шейная гривна. Недаром Васнецов работал над «Богатырями» 20 лет. Даже мелкая деталь попала на картину! Стоит поучиться у художника кропотливости в работе. И этот человек мог допустить крупную ошибку с мечом? Вряд ли...
Так вот, о мече мне долго ничего не удавалось узнать. Ходил я по музеям, заглядывал к знакомым историкам. Но специалистов по старинному вооружению оказалось не так много, поиск зашёл в тупик. Как вдруг один мой знакомый спросил, а не смотрел ли я современные исследования по археологии? Зачем? А впрочем... Записав названия и авторов, я вновь побежал в библиотеку.
Открываю тяжеленные фолианты и сразу же понимаю, что для ответа на любые вопросы надо знать век, который художник изобразил на картине. Ведь оружие со временем изменялось. Итак — какое же это время, какой век?
Судя по былинам, богатыри служили князьям в X веке и даже в XIII. Какое время имел в виду художник? На груди Добрыни крест, значит, событие происходит после крещения Руси, т. е. после X века. На сбруе его коня висят полумесяцы. Это военный трофей: тогда существовал обычай снимать оружие с побеждённого противника. Но, если его враг был татарин, то это XIII век. Остается взглянуть на доспехи. Пожалуй, только у Ильи Муромца они соответствуют XI веку, у его товарищей доспехи более поздние. Так что на картине начало XIII века.
Открываю страницы, где говорится о щитах. Действительно, у русских были миндалевидные щиты, а на картине у всех богатырей круглые.
Вот и ошибся Васнецов? Надо подумать. Зачем была нужна такая форма щита? Воины ставили щиты на землю острым концом — получалась своеобразная стена, ощетинившаяся копьями. Но это хорошо для пехоты, а для конника? Для всадника, несомненно, круглая форма щита лучше, такой щит одинаково легко выдвигать при приближении врага и забрасывать за спину в походе. Надо проверить. Торопливо листаю книгу. Да, всадники имели миндалевидные щиты редко. А в более поздние века щит всегда был круглый, как на картине. Стойте, а вот и что-то знакомое промелькнуло перед глазами. Дочитываю страничку о коннице и в самом конце фраза: «Археологи доказали, что большая часть «норманнских» мечей сделана не в Скандинавии, а в Западной Европе, и, кроме того, уже найдены мечи, изготовленные славянскими кузнецами». Ага, славяне делали мечи сами! На картине Васнецова меч, откованный славянским кузнецом.
Ну, вот и всё... Я в последний раз взглянул на картину. Грозно стоят три богатыря, охраняя покой Руси от набегов кочевников. Такими они и были.
А тому человеку из Третьяковской галереи я всё-таки благодарен...
Литература
1. Александров А. О былинах / Мурзилка. - 1982. - №1. - С.22-26.
2. Белоусов Д. Богатыри / Костёр. - 1985. - №12. - С. 32-33.
3. Русские богатыри (былины). В пересказе для детей И.В. Карнауховой. - Л.: Детская литература, 1974.
4. Поплавская С.Б. Осторожно! Ложные былины / https://партиявеликоеотечество.рф/ostorozhno-lozhnye-byliny