images/slideshow/fact23.jpg

Есть на свете такие места, где человеческая история на определённом этапе будто бы замирает.

Время там замедляет свой бег, тянется медленно, словно вязкая древесная смола. Эти небольшие (этажа в три) разноцветные с вытесанными на стенах замысловатыми узорами дома, эти старинные каменные мосты, охраняемые по бокам статуями зверей, провожающих свирепым взглядом уходящего вдаль случайного прохожего, эти величавые златоглавые храмы — всё в таких местах потрясает современного человека до глубины души. 

Говорю вам без тени сомнения, Санкт-Петербург — одно из таких мест. Подобно череде его узких улочек, соединённых сотней дугообразных мостиков, самые разные годы и столетия соединил и сохранил в себе этот легендарный город на Неве. Гуляешь, а сам не знаешь, с какой эпохой столкнёшься за поворотом. Ударит ли тебе в лицо под звонкий смех Петра Великого холодная вода фонтанов, оглушит ли грохот пушечного выстрела, доносящийся с качающейся на волнах Авроры, вспугнёт ли стук копыт гнедой тройки и скрип деревянных колёс кареты, кружащейся без конца у Александрийского столба.

Много в России городов с историей удивительной и неповторимой, но не каждый из них сумел сохранить её и донести до современного человека. Санкт-Петербург не забыл своего прошлого – он даровал ему вторую жизнь! Город сей сплёл воедино «век нынешний» и «век минувший», заставив сердца наши биться всё сильней в сладком упоительном восторге!

Отметим самые примечательные места вместе с писателем Вольтом Сусловым, большим знатоком города, и посетим воображаемую экскурсию. Узнаем об истории появления «Александрийского столпа», Адмиралтейства, Аничкова моста с конями Клодта.

Вольт Суслов

Александровская колонна

В центре Дворцовой площади, словно огромная свеча из тёмно-красного гранита, возвышается Александровская колонна (Александрийский столп), установленная в честь победы над Наполеоном в 1812–1815 гг. Её венчает фигура ангела с крестом и извивающаяся под ним змея — работа скульптора Бориса Орловского.

По сторонам пьедестала — барельефы старинных воинских доспехов: шлем Александра Невского, латы царя Алексеи Михайловича, кольчуга Ермака, щит Олега. По словам Монферрана — автора этого монумента — они сделаны «в самых точных снимках с тех образцов, которые хранятся в Оружейной палате».

Вместе с пьедесталом и фигурой ангела шестисоттонный великан вознёсся на высоту 47,5 метра и стал крупнейшим памятником мира из единого цельного куска камня.

Три года ушло на то, чтобы отколоть необходимую для памятника глыбу, с большим трудом доставить в Петербург, обтесать и отполировать. А на площади перед Зимним дворцом уже установили строительные леса высотой 32 метра и 60 стальных лебедок. Для них были сплетены специальные канаты.

Огюст Монферран. Александровская колонна на Дворцовой площади, 1834 г.

И настал день 30 августа 1832 года. В 7 часов утра с Нарышкинского бастиона Петропавловской крепости ударила пушка, возвестив о том, что в городе праздник, торжество.

Монферран в своих воспоминаниях оставил такую запись: «Улицы, ведущие к Дворцовой площади, Адмиралтейству и Сенату были сплошь запружены публикой, привлечённой новизной столь необычного зрелища. Толпа возросла до таких пределов, что кони, кареты и люди смешались в одно целое. Дома были заполнены людьми до самых крыш. Не оставалось свободным ни одного окна, ни одного выступа, так велик был интерес к памятнику. Полукруглое здание Генерального штаба, напоминавшее в этот день амфитеатры Древнего Рима, вместило более десяти тысяч человек».

Две тысячи солдат-ветеранов, украшенных медалями Отечественной войны 1812 года, с помощью сложной системы блоков вкатили колонну на высокий помост, откуда она должна была опуститься на ожидавший её пьедестал.

Ещё 40 минут ветераны и 400 строителей тянули канаты. Но вот на верхушке сооружения взметнулся государственный флаг: колонна встала на свое место.

Так и стоит она с тех пор: не вкопана, не врыта, своим весом держится.

 

«И светла Адмиралтейская игла...»

Плывёт над городом кораблик. Распустил он паруса, поймал в них балтийский ветер и плывёт, плывёт!..

Сквозь годы и грозы, через дожди и снегопады. Высоко в небо подняла его золотая игла.

Эта игла — шпиль здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Давно, в мае 1711 года адмиралтейств-коллегия пригласила «шпицных и кровельных дел мастера» Германа ван Болеса (строителя шпиля Петропавловской крепости) и повелела ему «шпиц адмиралтейский достроить столярною и плотничною работою и укрепить своими мастеровыми людьми и на оном поставить яблоко и корабль...» Несколько позже зодчий Иван Коробов первый шпиль перестроил — сделал его более тонким и высоким — 72-метровым. Шпиль покрыли тонкими пластинками сусального золота — и засверкал он солнечной иглой.

А. Н. Кокоринов и А. Д. Захаров. Адмиралтейский шпиль в Санкт-Петербурге, 1823 г.

Много-много лет, любуясь Адмиралтейской иглой, люди говорили:

— Какая красота!

Но пришла Великая Отечественная война, гитлеровцы подошли к самым стенам города, увидели Адмиралтейскую иглу и тоже сказали:

— Великолепный ориентир!

И стали наводить на город стволы своих дальнобойных орудий.

В 11 часов дня 4 сентября 1941 года над Ленинградом впервые просвистел вражеский снаряд. Золотые вершины города — его купола, шпили и впрямь помогали вражеским артиллеристам. Ориентировались на их сверкание и немецкие летчики. Купола и шпили требовалось срочно спрятать. Замаскировать.

Только вот как это сделать?

Купол Исаакиевского собора решили закрасить. А что делать с Адмиралтейской иглой?

— Красить?! — ужаснулись архитекторы.— Ни в коем случае! Краска золото погубит. Может быть, закрыть чехлом из мешковины? А сколько это будет весить? Подсчитали — не меньше полутонны. Кто же его поднимет?

Разыскали спортсменов-альпинистов. Для надежности первого подъёма надо было с земли на иглу верёвку забросить, привязать к кораблику. Но... Вертолётов тогда не было. Сверху не подлетишь. Снизу тоже не допрыгнешь... Но ведь надо! И придумали!

Поднявшись с помощью маленького аэростата-«прыгунка», накачанного лёгким газом, лейтенант Судаков зацепил верёвку за кораблик, упал вниз её конец.

И тогда на иглу полез новый альпинист Михаил Бобров, он добрался до кораблика, сбросил ещё одну верёвку. Внизу к ней привязали крепкий трос, сумку с инструментом, а главное — блок, чтобы подтянуть чехол. Стали подниматься и другие верхолазы: Алоиз Земба, Ольга Фирсова, Александр Пригожев.

Целую неделю, сменяя друг друга, поднимались альпинисты на Адмиралтейскую иглу, зашили чехол, плотно обмотали его верёвками, чтобы ветер не мог порвать, распахнуть, закрыли мешковиной кораблик.

Всю блокаду Адмиралтейская игла была хорошо замаскирована.

А потом пришел апрель 1945 года. Не помню точно, узнал ли я откуда об этом событии или просто рядом оказался по счастливой случайности, но только стоял в толпе у фонтана Александровского сада, задрав вверх голову, видел, как поднималась на шпиль маленькая фигурка женщины (потом уже узнал, что это была Ольга Фирсова), снимать маскировку. Помню, у меня пилотка свалилась. Только распрямился, подняв её, а игла уже без чехла — ка-ак сверкнёт!

Золотом! Солнцем! Победой!

«Непоседливые» кони

27 ноября 1841 года петербургская газета «Северная пчела» писала: «Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми, смело скажем, единственными в мире».

Лошадей тех создал ваятель Пётр Карлович Клодт фон Юргенсбург. Сам их вылепил, сам и в металле отлил и предложил установить своих коней на перестраивающемся Аничковом мосту.

Первая бронзовая группа — юноша и конь, идущие рядом — была отлита в 1839 году. Два года спустя появилась и вторая: юноша, схвативший коня под уздцы. К открытию обновленного Аничкова моста Клодт изготовил их гипсовых двойников, окрашенных под бронзу.

Год спустя были отлиты из бронзы точно такие же повторные группы. Но на мост они не попали: император Николай I отправил их в качестве подарка прусскому королю. «Колоссальные группы профессора Клодта, — писали немецкие газеты, — произвели в публике всеобщий восторг». Петр Клодт избран членом Берлинской, Римской и Парижской Академий художеств.

Пётр Карлович Клодт. Укрощение коней человеком, 1841 г.

В Петербурге, меж тем, под влиянием непогоды алебастровые двойники быстро ветшали, у одной из лошадей отвалился хвост. И Клодт в третий раз отливает бронзовые группы. 9 ноября 1843 года они сменяют на мосту алебастровых.

Три года кони простояли спокойно, но потом тоже проявили свою «непоседливость». В 1846 году русская императрица Александра Федоровна путешествовала по Италии и была хорошо принята неаполитанским королем Фердинандом II. В знак благодарности Николай I повелел снять с пьедесталов две только что отлитые группы и отправить их в Неаполь. Там они встали у входа в дворцовый сад.

Клодт не стал повторять вновь готовые изделия, а сделал другие бронзовые группы. На это ушло ещё четыре года. В 1850 году на мосту появился целый скульптурный ансамбль, рассказывающий о победе человека над стихийным могуществом природы, о торжестве разума над силой.

Скульптуры коней почти сто лет неизменно стояли на Невском проспекте, а их копии украсили сады и дворцовые здания в Петергофе. Стрельне, в подмосковной усадьбе Кузьминки.

Но началась Великая Отечественная война. Осенью 1941 года, когда враг подошёл вплотную к стенам Ленинграда, бомбил и обстреливал город, скульптуры закопали в саду Дворца пионеров. Никакой осколок не тронул их, а вот на одном из пьедесталов можно увидеть след от фашистского снаряда.

Пришёл май 1945 года. В одну из белых ночей — с 1 на 2 июня — бронзовые кони возвращались на свои гранитные постаменты. Тысячи ленинградцев заполнили Невский проспект, бережные Фонтанки, прилегающие к мосту. К 10 часам утра монтажники установили последнюю группу. И тогда над рекою загремело «ура»! В честь великой Победы, в честь стойкости города-героя, в честь искусства, в честь немеркнущей красоты города над Невой.

 

Литература

  1. Суслов В. Александровская колонна // Костёр. — 1995. — № 4.
  2. Суслов В. «И светла Адмиралтейская игла...» // Костёр. — 1995. — № 5-6.
  3. Суслов В. «Непоседливые» кони // Костёр. — 1995. — № 7.

 

Сведения об авторе

Суслов Вольт Николаевич (псевдоним Островский Василий, 1926-1998) — ленинградский прозаик, публицист, поэт, песенник, сотрудник журналов «Искорка», «Костёр», участник Великой Отечественной войны.

 

Материалы на сайте о писателе

Весёлый и добрый писатель (О жизни и творчестве В. Суслова)

Где найти Билиболоху? (В. Суслов объясняет странное название)

В поисках трудностей (Рассказ В. Суслова «Не знаешь, где заблудишься»)

Верность товариществу (Рассказ В. Суслова «Одна-единственная»)

Чем запомнилась блокада детям? (Рассказ В. Суслова «Суровый январь»)

Яндекс.Метрика