images/slideshow/fact23.jpg

Продолжаем изучать новый многостраничный приказ Министерства просвещения №704 от 09.10.2024, в котором впервые размещено поурочное планирование по русскому языку и литературе в 10-11 классах.

Приказ начнёт действовать с 1 сентября 2025 года. Он вносит изменения в Федеральные образовательные программы среднего общего образования. Познакомимся с этим документом и проанализируем новшества. Не буду сравнивать с прошлыми федеральными рабочими программами, сосредоточусь на поурочном планировании и соответствию заявленному курсу на снижение количества контрольных работ, которых теперь должно быть не более 10% от всего учебного времени, отведённого на изучение предмета.

По сравнению с планированием для 5-9 классов в 10-11 классах отсутствует колонка с указанием количество часов, выделенных на практические работы, поэтому я её вставила для удобства. К слову, всего практикумов насчитала 19.

В приказе указано, что русский язык в 10-11 классах изучается на базовом уровне в течение 2 часов в неделю (68 часов в год), за два года 136 часов.

В поурочного планирования 10 класса нет ни слова о контрольных диктантах с грамматическим заданием. Есть 1 обучающее сочинение-рассуждение и 1 изложение с творческим заданием. В конце планирования отводится 1 урок на итоговый контроль (это, видимо, запланирована Всероссийская проверочная работа) и контрольная итоговая работа (скорее всего, этот урок выделен для промежуточной аттестации в конце учебного года). Отмечено, что контрольных работ не должно быть больше 6. Я насчитала всего 4. Остальные 2 не расписаны в планировании. Это может быть в начале сентября стартовый контроль и в конце I полугодия работа в формате ЕГЭ (1 или 2 часть КИМ).

Подсчитаем, сколько уроков отводится в 11 классе на контрольные и практические работы: 2 урока на итоговый контроль в форме сочинения, 1 на обучающее сочинение, 1 на контрольную по теме «Синтаксис и синтаксические нормы» и 1 на контрольную итоговую работу. Я насчитала всего 5 уроков на контроль вместо 6 и всего 20 практикумов. Не обозначен стартовый контроль в начале года и промежуточная аттестация в конце года. Какие-то постоянные нестыковки в подсчёте количества работ! Так же, как в планировании 10 класса, мне вновь пришлось добавить справа колонку для учёта практикумов.

Посмотрим теперь на поурочное планирование по литературе. На базовом уровне это 102 часа в год при расчёте 3 часа в неделю, за два года 204 часа.

В 10 классе 5 повторительных уроков в начале года, стартовая работа не указана. Из 7 сочинений 6 проводятся дома (домашние сочинения) и 1 в классе 9 (с пометой резервного урока). То есть, получается, что в классе сочинения писать не нужно. В 45 минут урока всё равно не уложиться. Запланировано 3 урока для проведения анализа лирических произведений (1 урок для этого обозначен как резервный). Отмечено 2 подготовки к контрольной работе и  2 урока собственно для их проведения. Выделен 1 час в конце года на письменный ответ на проблемный вопрос. На подготовку к презентации проектов отведен 1 час и 1 час для этого отмечен как резервный. А самих презентаций проектов должно быть 3. На резервные уроки всего — 8 часов. На внеклассное чтение — 2 часа. На развитие речи — 10 часов.

Я не смогла понять, что именно входит в 10 часов контроля: то ли сочинения, которых всего 10, то ли 3 анализа стихотворения, то ли 2 контрольных работы суммируются с презентацией проектов? Видимо, авторы планирования перестарались и снова запутались со счётом! Или запуталась я?..

Обратимся теперь к поурочному планированию 11 класса на базовом уровне. Бросилось в глаза сокращение резервных уроков до 2 (причём 1 из них почему-то назван подготовкой к сочинению по пьесе Горького, хотя и так на домашнее сочинение отведён 1 час). Без изменений количество внеклассного чтения — 2, на подготовку к презентации 1 час, на саму презентацию проектов 3 часа, на подготовку к контрольной работе 2 часа и столько же на её проведение. Всего отводится на развитие речи — 6 часов ( 2 домашних, 3 анализа стихотворения, 1 анализ эпизода). А всего на контроль  должно быть 10 часов. Но что в них входит?

В 10-11 классах не обозначены ни стартовая работа в начале года, ни промежуточная аттестация в конце года.

Надеялась, что темы уместно сократятся и не будет перечисления названий произведений с указанием «например» и «другие»/ «других», «не менее двух стихотворений одного из поэтов по выбору»/  «не менее одного произведения по выбору»/ «одно произведение по выбору». Горькое чувство осталось после изучения приказа, подготовленного, вероятно, в спешке, с неточностями, формально. Ощущение, что его готовили люди, не работающие в школе и не знающие реалий учебного процесса.

В конце прикрепляю отдельные планирования для 10-11 классов по русскому языку и по литературе в вордовском формате.

10 класс русский язык

11 класс русский язык

10 класс литература

11 класс литература

Яндекс.Метрика