Илья Ильф – это псевдоним писателя Ильи Арнольдовича Файнзильберга (1897–1937). На фото он справа. Читателям Ильф известен как соавтор Евгения Петрова. Их общая литературная деятельность длилась около 10 лет.
Илья Ильф родился в семье банковского служащего и учился в технической школе. Евгений Петров (настоящее имя – Катаев Евгений Петрович, 1903–1942) воспитывался в семье преподавателя истории, окончил классическую гимназию. Его старший брат известный писатель – Валентин Катаев. Он-то и подсказал тему будущего романа о поисках сокровищ, спрятанных в стуле из мебельного гарнитура мадам Петуховой. Книга принесла авторам широкую читательскую известность.
С комической серьезностью друзья сообщали в «двойной автобиографии» о своем пути до роковой встречи:
«…автор родился дважды: в 1897 году и в 1903 году <…> с младенческого возраста автор начал вести двойную жизнь. В то время как одна половина автора барахталась в пеленках, другой было шесть лет, и она лазила через забор на кладбище, чтобы рвать сирень. Такое двойное существование продолжалось до 1925 года, когда обе половины впервые встретились в Москве. <…> После стольких приключений разрозненным частям удалось наконец встретиться. Прямым следствием этого и явился роман «Двенадцать стульев» <…> поступки авторов бывают иногда глубоко индивидуальными. Так, например, Илья Ильф женился в 1924, а Евгений Петров в 1929 году».
Неизвестно, кто играл ведущую роль в их тандеме. Внешне выгодно отличался Петров. Это был человек крупный, говорил громко, смеялся заразительно, умел рассказывать занятные и веселые истории. Ильф всюду следовал за ним, высокий, худощавый, молчаливый, застенчивый. Однако в творчестве между ними был чудесный сплав таланта.
Вскоре после американской поездки у Ильфа обострился давно мучивший его туберкулёз, и он скончался 13 апреля 1937 года. Петров продолжал работать один, но смерть друга так потрясла его, что он решил написать воспоминания о нём «Мой друг Ильф», но так и не успел закончить. Евгений Петрович стал фронтовым корреспондентом во время Великой Отечественной войны и погиб в авиакатастрофе при вылете из осажденного Севастополя.
Ильф и Петров работали в жанре фельетона, создали фельетон-новеллу и фельетон-рассказ. Эти произведения лаконичны, остроумны, жизненно достоверны.
Писателей часто спрашивали, как они пишут вдвоём. Оба отвечали сначала подробно, детально, вспоминали ссору по поводу Остапа Бендера: убить или оставить в живых – потом отвечали серьезно и лукаво, что один бегает по редакциям, а другой стережёт рукопись. Но секрет свой так и не раскрыли!
Удачливый плут, придуманный Гоголем в XIX веке, оживает в образе героя-авантюриста Остапа Бендера. У него более десятка масок, но ни одна личина не является его истинным лицом. Он может быть циничен, но не с простодушными и доверчивыми людьми, а с негодяями и подлецами. Он имеет свой идеал – Рио-де-Жанейро, сентиментальный, иллюзорный, недостижимый.
«Великий комбинатор» – персонаж сатирических романов «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», остроумный и беспощадный резонёр, талантливый и артистичный, честолюбивый и скромный. Если в первом романе Остап включался в погоню за бриллиантами случайно, то во втором он сам продумывает стратегию поиска богатства и становится победителем в напряжённой «схватке» с подпольным миллионером Корейко.
Оба произведения легко читать, мнимый «беззаботный» юмор писателей заставляет читателя искать соответствия в дне сегодняшнем, потому что объекты сатиры по-прежнему живы и только выглядят сегодня иначе.