Много хороших книг написал Борис Васильев. О прошлом и о современности, о войне и о природе.
Эти книги изучают в школе, по ним снимают кинофильмы, ставят спектакли. Они тревожат душу, запоминаются, дают возможность о многом подумать.
Борис Львович Васильев (1924-2013) родился в семье военного: «Мне сказочно повезло: я увидел свет в городе Смоленске. Повезло не потому, что он несказанно красив и эпически древен — есть множество городов и красивее, и древнее его, — повезло потому, что Смоленск моего детства ещё оставался городом-плотом, на котором искали спасения тысячи терпящих бедствие. И я рос среди людей, плывущих на плоту…» Город-плот был многонациональным. Мама стремилась привить Борису ответственность, без громких фраз приучала к терпимости и повседневному интернационализму: все люди — братья.
Мальчик неплохо учился в школе, любил гуманитарные предметы, особенно историю. Вечерами семья собиралась вместе: отец сапожничал, столярничал или слесарничал, мать и тётка штопали или перешивали одежду, бабушка хлопотала по хозяйству, сёстры – Галя и Оля – читали вслух.
«Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чём сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь».
Семья часто переезжала из-за службы отца, и Борису было поручено упаковывать единственную ценность семьи — книги — в большие картонные коробки. «И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, ещё не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времён и народов».
Писатель принадлежал к тому поколению, которое родилось сразу после Гражданской войны, а из юности своей шагнули прямо на фронт Великой Отечественной. Он был и кавалеристом, и пехотинцем, и десантником, и пулемётчиком, и танкистом. Хотя воевал недолго, однако увидел и пережил многое. Поэтому стал писать о войне, исполняя долг перед теми, кто погиб, кто остался на полях сражений. Главное для него в этой теме — бесчеловечность войны. Когда на фронте гибнут мужчины, это больно, горько, страшно, но это естественно. Долг мужчины издревле — защищать свою родину ценою собственной жизни. А когда погибают девушки, как в повести «А зори здесь тихие...», — это уже не война, это убийство, по мнению Б. Васильева.
Что вкладывает писатель-фронтовик в понятие «любовь к Родине»? Для него это не просто слова. Ведь любовь к родине не проверить словами и клятвами. Она существует как данность. Никому, наверное, не придёт в голову спросить другого: «Ты маму любишь?» И мы не клянёмся каждый день, что любим маму. Зачем же без конца говорить, что мы любим Родину? Урод только может её не любить... В войну был единый порыв, одна была боль, одна была трагедия, одно было горе. И поняли все тогда, что Родина — совсем не территория. Это общая судьба.
Борис Львович считал, что истинная цель любого искусства — показать человеку безграничность мира: все люди могут кричать от боли, смеяться от радости, рыдать от горя. Искусство раздвигает стены, помогает видеть больше. Писатель признавался, что следует такому правилу: если видит что-нибудь, с чем не может согласиться, что возмущает, выводит его из себя, тогда он берётся за перо и пишет.
Он из тех редких писателей, кто любит, когда его книги экранизируют. Современный человек занят работой, погружён с головой в быт, тонет в массе информации. Разве можно ему за всем поспеть! Не всякий прочтёт книгу, зато кинофильм или телеспектакль посмотрит. По сценариям Васильева сняты знаменитые фильмы «Офицеры», «Аты-баты, шли солдаты», более десяти экранизаций создано по его собственным повестям и романам, среди которых «Завтра была война», «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Не стреляйте в белых лебедей».
Чаще всего герои Бориса Львовича — молодые люди, независимые, задорные, не принимающие лжи. Они активны, честны, отважны, справедливы, принципиальны. Они сражаются до последней капли крови, защищают честь и достоинство, любят животных, увлекаются моделированием, чтением, поэзией, историей.
Борис Васильев считал, все книги вместе способны сделать человека добрее и лучше. Бывает, когда книга оказывает огромное влияние — и не на одного человека, а на общество в целом. Для поколения писателя такой книгой был роман Николая Островского. Это было особое время, и Павел Корчагин в полной мере выразил эту «особость» времени, страны, человеческих судеб.
Борис Львович с детства любил перечитывать книги Диккенса. И, сколько бы он ни читал произведения этого наивного, светлого, удивительно доброго человека, всякий раз открывал его заново. Великая книга появляется нечасто, говорил писатель. Может быть, раз в сто лет. Просто хороших, даже очень хороших, книжек много. Нужно читать больше. И читать разные книги. А хорошие — перечитывать! Пришло время — перечитать книги Бориса Васильева.
Литература
Васильев Б. Летят мои кони… — М.: Советский писатель, 1984.