Семейные ценности

Предлагаем методическую разработку внеклассного мероприятия для 8-9 классов, посвящённую семейным ценностям.

Внеклассное мероприятие в 9 классе

Семья... и счастья большего не надо

ЦЕЛИ:

  1. Познакомить учащихся с традициями и устоями русской семьи.
  2. Развить интерес к исторической памяти и реликвиям своей семьи.
  3. Показать важную роль семейных ценностей.

ЗАДАЧИ:

  1. Формировать представления о доме и семейных ценностях.
  2. Воспитывать чувство ответственности, правильные взаимоотношения в семье.
  3. Пробудить желание жить в гармоничной, дружной семье.

Планируемые результаты занятия

Метапредметные:

Регулятивные:

- самостоятельно ставить перед собой цели и выбирать пути решения проблемного вопроса;

- контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:

- работать с разнообразной информацией и ориентироваться в ней;

- уметь группировать объекты;

- делать выводы в результате совместной работы. 

Коммуникативные:

- сотрудничать со сверстниками в группе;

- принимать коллективное решение;

- высказывать своё мнение. 

Личностные:

- проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;

- выражать свою позицию. 

Формы организации познавательной деятельности:

индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: презентация; реквизит для инсценировки; карточки со словами; правила семейной жизни на листках; макет цветка.

Сценарный план классного часа

 

  1. Оргмомент. Вступительное слово классного руководителя.

В давние времена жило большое дружное племя из 100 человек. Молва о нём долетела до других племён. И стали спрашивать старейшину: “Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь?” Тот взял бумагу и нацарал на ней что-то. Ответ очень удивил спрашивающих: там было выложено слово __________ . КАКОЕ? Как вы думаете?

Ребята предлагают свои варианты, и они появляются на доске. Это слово: “ПОНИМАНИЕ”. Или другие слова, например: забота, любовь, помощь...

(На доске постепенно будут появляться слова, которые прозвучат в выступлениях: ответственность, уважение, доброта, уют, спокойствие, любовь, понимание, согласие, память.)

  1. Постановка целей и определение темы классного часа.

(На доске написан союз И, а перед ним и после него многоточие.)

... и ... большего не надо

Давайте сформулируем тему нашего классного часа. Для начала определим ключевые слова темы. В этом нам помогут пословицы.

У вас на столах лежат листы с незаконченными пословицами. Допишите их окончания.

1)Продолжи пословицу...

Где любовь да совет, … (там и горя нет).

В гостях хорошо … (а дома лучше).

В своём доме … (и стены помогают).

В семье разлад, … (так и дому не рад).

Не нужен клад … (когда в семье лад).

Чем богаты … (тем и рады).

Когда все вместе … (так и душа на месте).

Все в куче… (не страшны и тучи).

В (недружной семье) добра не бывает.

(Ребята дописывают пословицы и называют их вслух).

2) Работа с ключевыми словами темы.

Какие ключевые слова прозвучали?

ВЫВОД: все пословицы касаются дома и семьи. Значит, и тема будет звучать так - ДОМ И СЕМЬЯ.

Подберите необходимые определения к данным словам.

Если дом, то какой? Уютный, гостеприимный, тёплый...

Если семья, то какая? Большая, дружная, счастливая...

3) Упражнение «Ассоциация».

У каждого своё представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

Что такое семья? Семья – это...

  • Если семья — это геометрическая фигура, то какая…
  • Если семья — это настроение, то какое…
  • Если семья — это цвет, то какой…
  • Если семья — это музыка, то какая …

Обсуждение возникших ассоциаций.

ВЫВОД: Наверное, прав Л.Н. Толстой, который считал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

4) Работа с эпиграфом.

Объясните смысл высказывания Виктора Гюго:

Семья – это кристалл общества.

В. Гюго

Для справки: кристалл – это твердое тело, которое имеет упорядоченную естественную структуру и форму многогранника.

В принципах семейной жизни закодирована вечная мудрость сотен поколений. Давайте попробуем смоделировать эти принципы, работая в творческих группах.

  1. Определяем основные понятия. Презентация творческих групп.

Выступление 1 творческой группы:

УЧЕНИК: Мне очень нравятся советы князя Владимира Мономаха, которые он давал своим сыновьям ещё в 12 веке:

  • старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;
  • в дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте;
  • лжи остерегайтесь и пьянства, от того ведь душа погибает и тело;
  • что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь;
  • более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный;
  • не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.

Эти поучения из опыта жизни могут пригодиться нам и сегодня.

Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России. Каждый знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя. Один из его сыновей, посмеялся над отцом. За это потомки его навечно стали рабами, а само имя стало нарицательным – так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других. ХАМ.

ВЫВОД: Главное правило – это заповедь: «Чти отца и мать». Счастливая старость наших родителей – это залог и нашей счастливой старости.

УВАЖЕНИЕ

УЧЕНИК: В 16 веке в книге “Домострой” давались наставления мужу, жене, детям. Там шла речь о самом главном - об ответственности супругов друг за друга, за детей, за престарелых родителей, за духовное, нравственное и материальное состояние семьи.

В старину все нити управления в семье сосредотачивались в руках одного человека - отца. Подчинение ему было беспрекословным. Отец кормил семью и отвечал за ее благополучие. Мать воспитывала детей и вела домашнее хозяйство.

Прежде, чем женить сына или выдать замуж дочь, люди узнавали о будущих родственниках до пятого колена! Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования.

На каких принципах должна строиться семья? Без каких семейных ценностей невозможно основать крепкую, дружную семью?

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Выступление 2 творческой группы (инсценировка):

СЦЕНА 1:

Г-жа Простакова. Вот, сударь, какова сыну обновка?

Простаков (от робости запинаясь). Ме... мешковат немного.

Г-жа Простакова. Сам ты мешковат, умная голова.

Простаков. При твоих глазах мои ничего не видят.

Г-жа Простакова. Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.

Простаков. В этом я тебе, матушка, и верил и верю.

Г-жа Простакова (Еремеевне). Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой?

Еремеевна. Да во здравие, матушка. А ночью-то протосковал до самого утра. Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка? Митрофан. Так, матушка. Я почти и вовсе не ужинал.Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежасъ). Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.

СЦЕНА 2:

Стародум. Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. Отец мой говорил: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы.

Софья. Дядюшка! Отсутствие ваше огорчало нас несказанно.

Стародум. Решился я удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.

Софья. Дядюшка! Какую правду вы говорите!

Стародум. Я нажил столько, чтоб при твоем замужество не остановила нас бедность жениха достойного.

Софья. Во всю жизнь мою ваша воля будет мой закон.

Правдин. Но, выдав замуж Софью, не лишнее было бы оставить и детям...

Стародум. Детям? Оставлять богатство детям? Нет. Умны будут — без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головою. Нет, мой друг! Наличные деньги — не наличные достоинства.

 

Знаменитая комедия XVIII века «Недоросль» Д.И. Фонвизина.

Вы, конечно, вспомнили семью Простаковых. Чего нет в семье Простаковых?

УЧЕНИК: В ней нет любви и согласия между супругами (запуганный Простаков во всём подчиняется грубой, властной жене, единолично распоряжающейся и имением, и слугами, и домом). Слепое обожание госпожой Простаковой единственного сына Митрофанушки принимает самые уродливые формы: главное для неё — женить своё избалованное дитя на богатой девушке. Когда же мечты о свадьбе рушатся, да ещё, как выясняется в конце пьесы, имение, по судебному решению, берут в опеку, госпожа Простакова обращается к сыну, видя в нём единственную поддержку и опору. В ответ же слышит от Митрофана: “Отвяжись, матушка, как навязалась!” Ни о какой сердечной привязанности сына к матери и речи быть не может, и такой результат закономерен: это “злонравия достойные плоды”.

В человеке легко укореняются и очень быстро разрастаются человеческие пороки. И какие ценности мы проповедуем сейчас, то и прорастет в нашей семье.

РОДИТЕЛИ ДАЮТ ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ

Каждый человек ищет пример для подражания, и первый такой пример он может найти в кругу своей семьи. Отцы, деды, прадеды... Кто прославился мастерством, кто - боевыми заслугами, кто - добротой, мудростью, справедливостью. Они-то и составляют стержень семьи, красу и гордость всего рода. Расскажите о том, кто является стержнем вашей семьи, кто в семье является для вас авторитетом?

Выступление 3 творческой группы «СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»

УЧЕНИК:

Семейный наш альбом. Ему уж много лет.

Печально шелестят потёртые страницы.

Но как он дорог мне! Он памятью согрет,

Прошедших бурных лет хранящий вереницы.

Глядят с фотографий знакомые лица,

Ведут разговоры, заходят в мой дом.

Как памяти книгу, страница к странице,

Листаю я старый семейный альбом.

Здесь время безвластно, рассыплет мгновения,

Как звёзды по небу, как листья в саду.

Историю жизни пяти поколений,

Цепочкою судеб воедино сведу.

Вот дед улыбнулся, и я тут мальчишка,

И мама идёт по траве босиком.

Страница к странице, как памяти книжку,

Листаю я старый семейный альбом.

К непреходящим ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источнику нравственной силы, духовной преемственности поколений.

УЧЕНИК: Как дорого бывает получить весточку от близкого человека, особенно если он далеко. Но особенно трепетно и волнующе получить письмо с фронта, где каждый день может стать последним. Моя бабушка показала мне то, что оставил после себя её отец. Мой прадед. Это были письма с фронта, автобиография, написанная им лично, и похоронка.

Моего прадеда зовут Яницкий Даниил Михайлович.

Он родился 11 декабря 1905 года. Из его автобиографии я узнала что отец его был крестьянином Люблинской губернии Белгорайского уезда. В 1913 году пошел в церковно-приходскую школу, где проучился три года, а затем уехал вглубь России из-за наступления германских войск. И только в марте 1922 года мой прадед решил вернуться на родину, но по пути в городе Самара задержался из-за эпидемии тифа. В Самаре прожил еще год в течении которого умер его отец. Однако за все то время, когда прадеда не было на родине, Польша стала самостоятельным буржуазным государством. Узнав об этом, мой прадед отказался от возвращения на родину. В дальнейшем жил в Курске на улице Золотаревской 29, ныне Гайдара 31. Жил он с матерью и братом. В 1932 году женился на Татьяне Семеновне Полянской. У моего деда были три дочери Нина, Надежда и Валентина.

В 41 его призвали на войну. До 1943 года он был в запасе на обучении в Свердловске. Он всегда находил время писать домой. Своей жене и детям. С фронта пришло 5 писем. Последнее дотировано 3 марта 1943 года.

(Зачитывается сохранившееся со времён войны письмо с фронта.)

ПАМЯТЬ

  1. Составление коллажа «Счастливая семья».

Ребята, в какой семье хотелось бы вам жить? Почему?

Учащиеся высказывают своё понимание хорошей семьи.

ВЫВОД: Для хорошей семьи характерны честность, сходство интересов и жизненных ценностей.

Вернёмся к ассоциациям.

О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшихся благоуханной чашей...

О чём эти строки? О розе.

Образ розы многомерен и сложен. Не случайно герой повести Сент-Экзюпери называет дельца не человеком, а грибом, ведь тот ни разу не понюхал ни одного цветка. Никого никогда не любил...

А семья — это какая роза?

КРАСНАЯ. В основании каждой семьи лежит ЛЮБОВЬ.

Верно, красная роза — это символ страсти и любви.

 Что символизируют колючие шипы на её стебле?
Семейные КОНФЛИКТЫ И ЗАЩИТУ, оборону.

Вы встречали розу без шипов?

Розы без шипов росли в раю. После изгнания Адама и Евы из рая на розе появились шипы как напоминание о смертном грехе. И теперь нет розы без шипов.

Какая вам нравится роза?

Если роза белая, то это знак НЕВИННОСТИ И ЧИСТОТЫ.

"Дева-роза" называли юных прекрасных девушек, напоминая, что их век красоты недолог.

Если роза черная, то это знак... ПЕЧАЛИ И ТРАУРА

Вернёмся к сказке Экзюпери. Роза была капризна и обидчива, и Маленький Принц с ней измучился. Но «зато она была так прекрасна, что дух захватывало!», и он прощал цветку его капризы.

Красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. Надо судить не по словам, а по делам.

В бутоне розы греки видели символ бесконечности, потому что роза круглая, а круг не имеет начала и конца.

Розы в букете символизируют гармоничную единство взглядов, союз, прочную дружбу.

Чем отличается роза в вазе от этого розового куста, растущего в комнатном горшке?

Роза в вазе мёртвая, хотя и живая. В обёртке она выглядит помпезно, пышно. Жизнь её очень коротка - день-два, и она завянет.

Цветок в горшке жив, но за ним нужен уход, иначе он погибнет.

А неказистый куст в саду, чем не похож он на этих красавиц?

Он живёт настоящей жизнью, дышит, растёт, появляются новые бутоны, вянут раскрывшиеся. Она радует глаз своей живой красотой.

ВЫВОД: В принципах семейной жизни закодирована вечная мудрость сотен поколений. Давайте попробуем смоделировать эти принципы, работая в творческих группах.

  1. Рефлексия.

Выберите из конверта цветную картинку розы и оцените свою работу на классном часе.

Если вы узнали новое  и вам было интересно, поднимите красную розу.

Если что-то заставило задуматься, поднимите белую.

Если же ничего нового не прозвучало, держите черную розу...

(Дети поднимают выбранный цветок вверх.)

Растите, радуйте своих близких, дорожите ими! Есть дружная и крепкая семья, и счастья бОльшего не надо...

Яндекс.Метрика