Авторы
Золотарёва Марина Михайловна,
учитель начальных классов МБОУ "Лицей № 21", на заслуженном отдыхе.
Образование высшее, Курский государственный педагогический институт, 1982. Высшая категория, отличник просвещения. Стаж педагогической деятельности – 35 лет.
Материалы на сайте
9 Мая – это особый праздник для всей нашей страны. И мы с благодарностью вспоминаем тех, кто одержал великую победу над фашизмом. Всех, кто в тылу врага своим трудом помогал приближать этот день.
Ученики 4 класса подготовили свои проекты "История моей семьи" и рассказали о прадедушках и прабабушках – ветеранах Великой Отечественной войны.
Емельянова Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ "Лицей № 21" г. Курска
Образование высшее, КГПИ, 1974. Высшая категория, стаж работы 40 лет с 1974 г., в лицее более 35 лет. Преподаёт русский язык и литературу в 5-8 классах.
Отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ. Победитель конкурса лучших учителей РФ.
Личная страница на портале http://www.proshkolu.ru/user/Ludok55/
Материалы
Урок по теме "Деепричастия в тексте"
После изучения раздела "Деепричастие" можно провести урок по теме "Деепричастия в тексте". Это урок-практикум, когда решаются практические задачи выяснения роли и употребления деепричастий в текстах разных стилей. Сценарный план урока содержит возможные ответы учеников, памятки для оценивания письменного ответа и устного ответа на лингвистическую тему.
Урок литературы в 5 классе можно провести в форме заочной экскурсии в Дом Искусств. Устанавливаются межпредметные связи: литература — музыка — живопись. Вводятся понятия: лирический герой, поэтический калейдоскоп, передвижная выставка, литературный экспонат, стихотворная строка, символ, аллитерация.
Апокриф «Христов братец» и рассказ Л. Андреева «Баргамот и Гараська»
На уроке литературы в 11 классе ставится задача художественного осмысления Л. Андреевым идеи апокрифа «Христов братец» в рассказе «Баргамот и Гараська».
Елагина Наталья Ивановна,
учитель русского языка и литературы МБОУ "Лицей № 21", на заслуженном отдыхе, репетитор по русскому языку и литературе.
Высшее образование, Харьковский государственный университет, 1981 г. Высшая категория, стаж работы 32 года с 1981 г., в МБОУ "Лицей № 21" работала 17 лет.
Награды:
• Лауреат общегородской педагогической премии «Признание» в области образования в номинации «Педагогическое мастерство учителя», 2009
• Нагрудный знак «Почётный работник общего образования РФ», 2009
• Почётная грамота Министерства образования РФ
• Диплом Губернатора Курской области, 2008
• Почётные грамоты комитета образования г. Курска, 2005, 2007, 2008, 2009 за подготовку победителей и призёров 2 этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе
• Почётная грамота комитета образования г. Курска за подготовку призёров 2 этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому зыку, 2014
• Грамота администрации Сеймского округа, 2013
Материалы на сайте
Задания 15.1 и 15.2 по тексту о лётчике Мересьеве
Как провести самостоятельный анализ текста, чтобы написать сочинение-рассуждение? Предлагаем два задания по тексту о лётчике Мересьеве из "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого.
Тексты для повторения в 9 классе
Для практической работы и повторения изученных тем в 9 классе предлагаем использовать тексты с дополнительными заданиями по форме ОГЭ. Тексты предназначены для осложнённого списывания с объяснением орфограмм и пунктограмм.
Проверочные диктанты в 9 классе
В течение всего учебного года можно использовать проверочные и контрольные диктанты с дополнительными заданиями по форме ОГЭ. Тексты содержат известные орфограммы и изученные в 9 классе пунктограммы «Знаки препинания в сложных предложениях».
Учимся писать сжатое изложение (ОГЭ-2015)
Как научиться сжимать текст? Для начала напомним, что сжатое изложение — проверка навыков информационной обработки текста. Сжатое изложение — это краткая, обобщённая передача содержания исходного текста.
Комплексный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…» можно провести на одном из уроков по изучению лирики поэта. Мы проследим по этапам движение от анализа поэтического текста к выразительному чтению и самостоятельному творчеству.
Работаем с текстом А.П. Владимирова
В задании 25 на ЕГЭ по русскому языку часто предлагают написать сочинение по тексту художественного стиля. Обратимся к фрагменту из рассказа А.П. Владимирова, выясним, о каком событии идёт речь, кто действующие лица, поставим вопросы к тексту и поищем в нём ответы.
О стихотворении Михаила Кузмина «Пушкин»
«Он жив!» – так начинается стихотворение Михаила Кузмина «Пушкин». «Он жив!» – словно отчаянный крик возражения скорбному лермонтовскому, не менее отчаянному: «Погиб поэт!»
Галанин Владислав,
выпускник 2019 года МБОУ "Лицей № 21" города Курска, живёт и работает в г. Москва.
Материалы на сайте
В сентябре 2012 года я и мои друзья перешли в пятый класс, и наша жизнь изменилась. В начале года нам было сложно ориентироваться в старшей школе. Она казалась такой большой!
Гусенцова Лариса Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы, живёт и работает в г. Москва в ГБОУ "Школа № 547".
Педагогический стаж — 30 лет, высшая категория.
Материалы на сайте
Урок по рассказу Виктора Астафьева
Урок литературы в 6 классе был проведён на семинаре по проблеме «Арт-технологии как способ развития и самореализации личности на уроках и во внеурочной деятельности».
Можно ли «нарисовать» мысли? Можно попробовать! И в этом нам поможет интеллект-карта! С её помощью удаётся не только увидеть, как люди думают, но и научить делать это более эффективно, отобразить мыслительную деятельность графическими средствами. На уроке мы внимательно перечитывали повесть-сказку А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц".
Итоговая тестовая работа по русскому языку для 6 класса
В качестве переводной итоговой контрольной работы по русскому языку для 6 класса предлагаем провести тестирование. Разработаны два варианта, включающие темы по лексике, фразеологии, словообразованию, орфографии, морфологии, культуре речи. Среди частей речи особым образом выделяем имена прилагательные и числительные, местоимения и причастия.
Мы с вами побываем в Изумрудном городе писателя Александра Волкова, прочитаем сочинения детей и рассказ писателя Юрия Качаева о книге про волшебника Гудвина. Читая эту изумительно светлую сказку, ребята во время войны забывали и про голод, и про рваные валенки, и про то, что тетради приходилось сшивать из старых газет. В душе рождалась вера в добро и справедливость.
День отца — ежегодный праздник в честь отцов, который отмечается 17 октября. Впервые в России. В честь нового праздника ребята написали свои сочинения, чтобы выразить своим папам уважение и благодарность.
Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ
Написать сочинение в формате ЕГЭ по тексту Ф. Сологуба трудная и для многих невыполнимая работа. Чтобы облегчить ученику задание, разберём текст на уроке.
Горяйнова Наталья Сергеевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ "Лицей № 21" города Курска.
Высшее образование, КГПИ, 1988 год. Преподаёт русский язык и литературу в 9-11 классах. Классный руководитель 11 класса. Является председателем профкома лицея. Первая категория, стаж работы 30 лет, в МБОУ "Лицей № 21" работает более 30 лет. Имеет нагрудный знак «Почётный работник общего образования РФ».
Материалы на сайте
Как написать комментарий в сочинении
Сочинение по тексту на ЕГЭ строится по специальному алгоритму: формулировка одной проблемы, её разъяснение (т.е. комментирование) с введением двух текстовых примеров, обозначение позиции автора текста, выделение своего мнения (согласия или несогласия с автором), подбор доказательств (не менее двух аргументов) из читательского опыта или жизненных наблюдений.
Правописание безударных гласных
Обычно считается, что ошибки в написании безударных гласных – одни из самых распространённых. Это правда. Возникают ошибки по многим причинам. Например, потому, что не распознаётся место ударения в слове (нет водЫ; льются вОды реки).
Эффективные стратегии работы с текстом
Для работы на уроке обращаемся к публицистическому тексту. Эффективные стратегии работы с текстом предполагают обращение к разного вида деятельности...
Гриценко Ирина Ивановна,
учитель русского языка и литературы МБОУ "Лицей № 21" города Курска
Высшее образование, диплом Курского государственного педагогического института с отличием, 1985 г. Преподаёт русский язык и литературу в 5-11 классах. Высшая категория, стаж работы более 30 лет с 1985 г., в МБОУ "Лицей № 21" работает более 20 лет. Имеет нагрудный знак «Почётный работник общего образования РФ».
Материалы
Задания по русскому языку в формате ГИА в 2015 году значительно обновлены. Да и сам экзамен уже называют на иной лад - ОГЭ.
Представляем разработку урока русского языка в 5 классе. Сценарий урока выполнен в виде технологической карты. Технологическая карта — сценарий урока, содержащий описание процесса деятельности учителя и ученика, применяемого оборудования, дидактических материалов.
Задание № 9 в КИМах ЕГЭ по русскому языку
Орфографический блок в КИМах (тесте) ЕГЭ по русскому языку (задания 9-12), как показывает практика, считается самым трудным для учащихся.
Власова Ирина Львовна,
учитель русского языка и литературы МБОУ "Лицей № 21", на заслуженном отдыхе, проживает в г. Москва.
Высшее образование, Курский государственный педагогический институт, 1983 г. Высшая категория, стаж работы 36 лет с 1977 г.
В МБОУ "Лицей № 21" проработала 32 года.
Награды:
- Нагрудный знак «Почётный работник общего образования РФ»,
- Нагрудный знак «За заслуги в воспитании детей»,
- Благодарственное письмо Департамента образования г. Курска за добросовестный труд.
Материалы
Задание 15.3 по русскому языку
Как выполнить задание: написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему? Рекомендации, примеры аргументов, образцы сочинений. Попробуем сформулировать ответ на вопрос: «Что такое совесть?» Используйте презентацию для урока.
Языковой тренажёр «Наречие как часть речи»
Как выучить наречие с помощью оригинальной версии языкового тренажёра «Наречие как часть речи»? Курс построен в форме диалога учеников. Можно скачать презентацию с тренажёром.
Урок-исследование "Способы передачи чужой речи"
Как овладеть грамматической нормой и усовершенствовать свои пунктуационные навыки? В 9 классе мы обобщаем все основные способы передачи чужой речи. Используйте презентацию для урока.
Сценарий праздника «За честь лицея»
Младшие школьники в апреле традиционно завершают городской и региональный этапы Всероссийской олимпиады. Когда известны все результаты, мы чествуем своих победителей и призёров. Делимся сценарием праздника!