Олимпиада по литературе

В данном материале предложены задания для проведения школьного этапа олимпиады по литературе для обучающихся 5-8 классов. Всего заданий 5-6. Они разноплановые и универсальные. Конечно, необходимо выполнить анализ прозаического и поэтического текстов.

ОЛИМПИАДА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

5 КЛАСС

 

№1. Необитаемые острова, море, океан, пальмы, золотой песок! Многие писатели сочиняли увлекательные произведения о приключениях на море и на суше. Напишите, используя 8-10 предложений, о 1-2 таких книгах. Чем они вам интересны? Объясните свой выбор.

 

№2. Все вы знаете, что без присказки и сказки не бывает. Без присказки сказка, что без полозьев салазки. Напишите, что такое присказка? Хорошо ли вы их помните? Закончите присказки:

  • Скоро сказка сказывается…
  • Ни в сказке сказать…
  • Растет не по дням…
  • Дни идут за днями…
  • Конь бежит…
  • Что ты, молодец, не весел…
  • Встаёт ранёшенько…
  • Направо пойдёшь…

 

№3. Прочтите диалог двух солдат. Определите, какой автор придумал этих героев, как называются произведения. Выберите одного из героев, дайте ему подробную характеристику, напомните, какие события произошли с ним, как сложилась его судьба.  

 

1-й солдат. Здорово, служивый. Куда путь держишь?

2-й солдат. Здравствуй, братец. Да вот иду домой родных проведать. А ты, ви­дать, с войны возвращаешься? Ногу-то там потерял?

1-й солдат. Нет, я от рождения одно­ногий.

2-й солдат. И служишь?

1-й солдат. Служу. А как же? Наше дело солдатское. Мы и на одной ноге вою­ем, не жалуемся. Вот жену я себе присмо­трел, да боюсь, не пойдет она за меня.

2-й солдат. Это отчего же? От такого бравого солдата да откажется?! Не может быть!

1-й солдат. Видишь ли, «она... из знатных, живет во дворце, а у меня всего-то и есть, что коробка, да и то нас в ней це­лых 25 солдат, не место ей там!».

2-й солдат. Э, братец, дворцы — де­ло наживное. Ты ведь солдат, а солдат всегда выход найдет. Вот меня чуть было не повесили, когда узнали, что я тайно с принцессой виделся, а теперь даже королем сделали и принцесса стала моей женой.

1-й солдат. Ловко! Я пока только издали могу любоваться своей красавицей из дворца.

2-й солдат. Давай-ка присядем, служивый, выкурим по трубочке, и я тебе расскажу свою историю.

 

№4. Марк Твен, Жюль Верн, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, К.Г. Паустовский. Напишите о 2-3 фактах из жизни и творчества одного из названных писателей.

 

№5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

          Н. Абрамцева 

ТИШЕ, ПОЖАЛУЙСТА... ТИШЕ

Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чи­стая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила холодной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая доб­рая речка. Так было долго.

Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидала, то ли еще что случи­лось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела вода.

Заметило это солнце. Решило разве­селить речку. Пощекотало ее своим длин­ным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно. «Что за глупые шутки?» — подумала она обиженно.

А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить, запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта ме­лочь окончательно вывела речку из себя.

Да. Расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и… вы­шла из себя. Из берегов своих... Сначала ос­торожно, на прибрежную траву. Дальше — до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка... И пони­мает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосенок, конечно же, не нарочно упал в воду. Все понимает быв­шая речка, а теперь бесформенная мелкая лужа. Все понимает, а вернуться не может... Сорвалась... Вышла из себя. И вперед бе­жать не может, сил больше нет…

Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится. Мутной, грязной, вязкой тря­синой стала чистая, светлая речная вода...

Болото... Неверные кочки... Ползучие стебли... Страшные черные оконца... Боло­то... А была речка. Была... Добрая, веселая лесная речка. Только вот из себя вышла... Выйти каж­дый может. Выйти легко... Очень... Слишком даже...

Не надо кричать… и дверью хлопать не стоит... Спокойно... Зачем бить посуду?! Ти­ше, пожалуйста... Тише...

                                       

  • Понравилась ли вам сказка Н. Абрамцевой?
  • Чем эта сказка интересна?
  • Можно ли сказать, что у речки есть ха­рактер?
  • Опишите, какой вы видите речку до того, как она вышла из себя.
  • Какой она стала потом и почему?
  • Используйте в своих ответах примеры из текста.

 

№6. Каким чувством наполнено стихотворе­ние современного русского поэта Н. Рачкова? Почему с автором стихотворения заго­варивает все живое, что встречается ему на пути? Что нам рассказывают о героях их реплики и фразы-ха­рактеристики? Каким вам представляется поэт Н. Рачков?

Николай Рачков

В ИЮЛЕ

Лето.

Липа — вся в цвету.

Подышать я к ней иду.

Подышать её озоном,

Сладким цветом и теплом.

И послушать, как со звоном

Пчёлы воздух рвут крылом.

Красный клевер у межи

Мне кричит: «Со мной дружи!»

«Никакой я не бродяжка», -

Пристаёт ко мне репей.

Чашку белую ромашка

Мне протягивает: «Пей!»

Сорванец, земли сынок,

На забор залез вьюнок:

 

«Ты сумел бы, ты бы смог

Из меня сплести венок?»

Шмель присел на иван-чай:

«Ай, горяч душистый чай!..»

Пролетела стрекоза:

«Вон сюда идёт гроза...»

Я бегу в сарай, под крышу,

Капли первые ловлю.

Всё, что вижу, всё, что слышу,

Я люблю! Люблю! Люблю!

 

ОЛИМПИАДА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

6 КЛАСС

 

№1. Древний мир, древние греки и римляне, князья, цари, царицы, короли и герои битв… Многие писатели сочиняли увлекательные исторические произведения о далёких временах. Напишите, используя 8-10 предложений, о 1-2 таких книгах. Чем они вам интересны? Объясните свой выбор.

 

 №2. Все вы знаете, что  миф  появился в глубокой древности. Напишите, что такое миф? О чём рассказывают мифы? Хорошо ли вы их помните?  Вставьте недостающие по смыслу слова.

    В мифах о Геракле говорится о его           подвигах.

    Геракл уничтожил девятиголовую                                      .

    Расчистил                     конюшни.

    Укротил                   быка.

    Добыл коней                           .

Перескажите кратко (8 предложений) миф об одном из подвигов Геракла. Объясните свой выбор.

 

№3. Выберите одного из героев, объясните его имя, дайте ему подробную характеристику, напомните, какие события произошли с ним, как сложилась его судьба.  

Ставр Годинович, Микула Селянинович, Урал-батыр, Василий Буслаев, Святогор,  Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко, Илья Муромец.  

 

№4. А. Конан Дойл, Р. Киплинг, И.С. Тургенев, А.С. Пушкин, М. Пришвин. Расскажите 2-3 факта, которые вы точно знаете, о жизни или творчестве одного из названных писателей.

 

№5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Владимир Тендряков

ВЕСЕННИЕ ПЕРЕВЕРТЫШИ

(отрывок из повести)

Дюшка Тягунов знал, что такое хорошо, что такое плохо, потому что прожил на свете уже тринадцать лет. Хорошо — учиться на пятерки, хорошо — слушаться стар­ших, хорошо — каждое утро делать зарядку...

Учился он так себе, старших не всегда слушался, заряд­ку не делал, конечно, не примерный человек — где уж! — од­нако таких много, себя не стыдился, а мир кругом был прост и понятен.

Но вот произошло странное. Как-то вдруг, ни с того ни с сего. И ясный, устойчивый мир стал играть с Дюшкой в перевертыши.

Он пришел с улицы, надо было садиться за уроки. Вася-в-кубе задал на дом задачку: два пешехода вышли одновременно... Вспомнил о пешеходах, и стало тоскли­во. Снял с полки первую подвернувшуюся под руку кни­гу. Попались «Сочинения» Пушкина. Не раз от нечего де­лать Дюшка читал стихи в этой толстой старой книге, смотрел редкие картинки. В одну картинку вглядывался чаще других — дама в светлом платье, с курчавящимися у висков волосами.

Исполнились мои желания.

Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Наталья Гончарова, жена Пушкина, кому не известно — красавица, на которую клал глаз сам царь Николай. И не раз казалось: на кого-то она похожа, на кого-то из знакомых — но как-то недодумывал до конца. Сейчас вгляделся и вдруг понял: Наталья Гончарова похожа на... Римку Братеневу!

Римка жила в их доме, была старше на год, училась на класс выше. Он видел Римку в день раз по десять. Видел только что, минут пятнадцать назад, — стояла вместе с другими девчонками перед домом. Она и сей­час стоит там, сквозь немытые весенние двойные рамы средь других девчоночьих голосов — ее голос.

Дюшка вглядывался в Наталью Гончарову — курчавинки у висков, точеный нос...

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Красавица!.. Голос Римки за окном. Дюшка метнулся к дверям, сорвал с вешалки пальто. Надо проверить: в самом ли деле Римка красавица?

А на улице за эти пятнадцать минут что-то случилось. Небо, солнце, воробьи, девчонки — все как было, и все не так. Небо не просто синее, оно тянет, оно засасыва­ет, кажется, вот-вот приподымешься на цыпочки да так и останешься на всю жизнь. Солнце вдруг косматое, не­причесанное, весело-разбойное. И недавно освободив­шаяся от снега, продавленная грузовиками улица свер­кает лужами, похоже, поеживается, дышит, словно ее пучит изнутри. И под ногами что-то посапывает, лопает­ся, шевелится, как будто стоишь не на земле, а на чем-то живом, изнемогающем от тебя. И по живой земле прыгают сухие, пушистые, согретые воробьи, ругаются надсадно, весело, почти что понятно. Небо, солнце, во­робьи, девчонки — все как было. И что-то случилось.

 

  • Каким настроением проникнут весь отрывок? Почему?
  • Как бы вы охарактеризовали Дюшку? Какие слова, выражения из текста помогают это понять?
  • Как построен фрагмент? Как в нём развивается действие?
  • Определите тему и основную мысль текста. Прокомментируйте название повести.

 

№6. С каким чувством рассказывает поэт о зимнем вечере? Какие картины предлагает мама вспомнить сыну? А какие картины природы больше по душе вам? Как удалось  поэту выразить своё отношение к детству?

И. Бунин

* * *

Помню - долгий зимний вечер,

Полумрак и тишина;

Тускло льётся свет лампады,

Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, — шепчет мама, —

Если хочешь задремать,

Чтобы бодрым и весёлым

Завтра утром быть опять, -

Позабудь, что воет вьюга,

Позабудь, что ты со мной,

Вспомни тихий шёпот леса

И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят берёзы,

А за лесом, у межи,

Ходят медленно и плавно

Золотые волны ржи!»

И знакомому совету

Я доверчиво внимал

И, обвеянный мечтами,

Забываться начинал.

Вместе с тихим сном сливалось

Убаюкиванье грёз –

Шёпот зреющих колосьев

И невнятный шум берёз...

 

ОЛИМПИАДА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

8 КЛАСС

 

№1. Школа, учителя, родители, друзья, товарищи… Многие писатели сочиняли увлекательные произведения о Ваших ровесниках, детях или подростках. Напишите, используя 8-10 предложений, о 1-2 таких книгах. Чем они вам интересны? Объясните свой выбор.

 

№2. В тексте Владимира Солоухина речь идёт о памятнике литературному герою. Кого из героев предложили бы Вы? Объясните, почему?

 

Памятники литературным героям суще­ствуют. В Копенгагене есть знаменитая андерсеновская русалочка, в Америке есть па­мятник Тому Сойеру, кажется, увековечены в бронзе или камне Дон-Кихот и Робинзон Крузо...

Я задумался: кому из героев русской классической литературы наиболее естественно воспринимался бы памятник? Печори­ну? Дубровскому? Кому-нибудь из героев До­стоевского? Толстого? Гончарова? Анне Ка­рениной? Наташе Ростовой?

Кстати, о положительных героях того же Пушкина. Кого мы можем назвать у него вполне положительными, так сказать, идеальными героями? Как ни странно, трех женщин: Татьяну, Машу Троекурову и Машу Миронову из «Капитанской дочки». А ведь в своих положительных, идеальных героев автор вкладывает наибольшую часть себя самого!

 

№3. Что такое миниатюра? Попробуем ответить на этот вопрос, поз­накомившись с несколькими  миниатю­рами М.М. Пришвина. Каким видит окружающий мир Пришвин? Что он умеет замечать в природе? Каким че­ловеком предстает он перед нами из этих миниатюр?

 

ЭОЛОВА АРФА

Повислые над кручей частые длинные корни деревьев теперь под темными сводами берега превратились в сосульки и, нарастая больше и больше, достигли воды. И когда ве­терок, даже самый ласковый, весенний, вол­новал воду и маленькие волны достигали под кручей концов сосулек, то волновали их,  они качались, стуча друг о друга, звенели, и этот звук был первый звук весны, эолова арфа.

 

ЦВЕТУЩИЕ ТРАВЫ

Как рожь на полях, так в лугах тоже за­цвели все злаки, и когда злачинку покачива­ло насекомое, она окутывалась пыльцой, как золотым облаком. Все травы цветут, и даже подорожники, — какая трава подорожник, а тоже весь в белых бусинках.

Раковые шейки, медуницы, всякие колос­ки, пуговки, шишечки на тонких стебельках приветствуют нас. Сколько их прошло, пока мы столько лет жили, а не узнать, кажется, все те же шейки, колоски, старые друзья. Здравствуйте, еще раз здравствуйте, ми­лые!

 

ИМЕНИНЫ ОСИНКИ

Шиповник, наверное, с весны еще про­брался внутрь по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда время пришло осинке справлять свои именины, вся она вспыхнула красными благоухающими дикими розами. Гудят пчелы и осы, басят шмели, все летят поздравлять и на именинах росы попить и медку домой захватить.

 

№4. Р. Стивенсон, Э. Хэмингуэй, У. Шекспир, Н.В. Гоголь, Л. Толстой, А. Грин. Расскажите 2-3 факта, которые вы точно знаете, о жизни или творчестве одного из названных писателей.

 

 №5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

 

И.С. Тургенев

НИЩИЙ 

                                                    

Я проходил по улице... меня остановил ни­щий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это не­счастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, гряз­ную руку... Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ни­чего не взял с собою.

А нищий ждал... и протянутая его рука сла­бо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...

— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспален­ные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

— Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от мое­го брата.

Февраль, 1878

 

  • Чем интересно это стихотворение в прозе?
  • От чьего лица ведётся повествование?
  • Какое подаяние получил герой от нищего?

 

№6. Песня «Оренбургский пуховый платок» (музыка Г. Пономаренко) родилась, как рас­сказывает сам поэт В. Боков, в результате поездки в Оренбург. Там увидел он мастериц-казачек, вяжущих пуховые платки, подержал их в ру­ках, ощутил тепло и вспомнил мать-старушку, наконец, купил ей платок и послал посылкой в подмосковную деревню Язвицы... Прочитайте стихотворение и выполните задания к нему.

Виктор Боков

ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК

 

В этот вьюжный неласковый вечер,

Когда снежная мгла вдоль дорог,

Ты накинь, дорогая, на плечи

Оренбургский пуховый платок!

Я его вечерами вязала

Для тебя, моя добрая мать,

Я готова тебе, дорогая,

Не платок — даже сердце отдать!

Чтобы ты в эту ночь не скорбела,

Прогоню от окошка пургу,

Сколько б я тебя, мать, ни жалела,

Все равно пред тобой я в долгу!

Пусть буран все сильней свирепеет,

Мы не пустим его на порог,

И тебя, моя мама, согреет

Оренбургский пуховый платок!

1960

 

  • К какому жанру лирики можно отнести это стихотворение?
  • Удалось ли поэту выра­зить теплоту отношений родных людей? Ка­кие художественные средства помогают ав­тору в этом?  
  • В чём смысл повтора в первой и последней строфах?
  • Восходит ли этот при­ем к народной песне?
  • В исполнении каких певцов вы слышали эту песню?

 

Ответы

Яндекс.Метрика