Поиск на сайте

images/slideshow/fact1a.jpg

На уроке русского языка

Предлагаем методическую разработку урока по УМК «Начальная школа 21 века».

Тема: Повторение. Главные члены предложения.

Цель: повторение знаний о главных и второстепенных членах предложения.

Задачи:

  • совершенствовать умение детей работать в группе, уметь рассуждать, делать выводы; расширять кругозор по теме урока;
  • развивать умение определять предложения по цели высказывания, по интонации в тексте; развивать навыки орфографической зоркости, память, логическое мышление;
  • воспитывать уважение друг к другу работая в группе, взаимопонимание, доброжелательность.

Оборудование: карточки на магнитах с названием терминов, флажки, учебник, ручка, карандаш, линейка.

 

Ход урока


I. Организационный момент.

- Ребята у нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем, пожелаем друг другу удачи и начнём урок.

II. Обозначение темы урока.

Откройте тетради. Проверьте, как вы сидите.

- Я хочу загадать вам загадку.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна..

И бежит в полях, сверкая, -

Значит, к нам пришла …(весна)

- Назовите весенние месяцы?

- Ребята, а вы любите весну? А за что вы её любите?

Лес просыпается после зимнего сна. Оживает каждое дерево. Ярко светит солнце. Разбухают и надуваются почки. Появилась зелень. Отгремели буйные ручьи. Сошёл с полей снег. Зацвели первые кусты. Возвращаются к нам из тёплых краёв перелётные птицы. От зимнего сна проснулись мохнатые пчёлки.

III. Минутка чистописания.

- А вот ещё одна загадка.

33 синички

Сели на странички

Сели рядом и молчат.

О весне нам говорят!

- А сейчас минутка чистописания.

- Букву, написание которой мы будем повторять, вы определите сами.

Эта буква обозначает один согласный звук, непарный по по звонкости – глухости, твёрдый. Не имеет пары по мягкости. Что это за буква?

Вот какая буква «цэ»:

С  коготочком на конце.

Коготок царапка.

Как кошачья лапка.

- Из каких элементов состоит строчная буква "ц"?

(2 туфельки балерины и петельки, которая опускается на 1/3 ниже рабочей строки)

- Обратите внимание, как вы сидите: спина прямая, ноги стоят на полу, между животом и столом вмещается кулачок, глаза - 30 см от тетради. Тетрадь лежит под наклоном.

- Напишите 5 строчных букв "ц". Помните, что расстояние между буквами равно строчной букве и, и перехлёст петельки идёт на нижней рабочей строке.

- Далее давайте допишем строку в соединении строчной буквы ц и с

Гласными а,о, е, и, ы

- Какими соединениями будем писать?

Ца- верхнее соединение,

Цо- верхнее и нижнее,

Це- среднее соединение.

Слышим звук [э], а пишем букву "е", т.к. звук [ц] всегда твёрдый.

Ци- среднее соединение. Слышим гласный звук[ ы], а пишем букву "и", как в слове "цирк".

Цы- среднее соединение, как в словах молодцы. Огурцы,цыган. цыпочки.

- Посмотрите на доску. Прочитайте предложение и скажите, сколько раз в нём встречается буква "ц"? (4 раза)

Спишите это предложение.

IV. Проверка домашнего задания.

- В начале урока мы хорошо говорили о том, что вас радует весной. И, конечно же, мы не можем представить весну без птиц.

- Дома вы по группам подбирали загадки и пословицы. Давайте послушаем загадки.

Угадайте, что за птичка —

Тёмненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста… (Ласточка)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика… (Синица)

 

Мы в скворечнике живем,

Песни звонкие поем. (Скворцы)

 

Угадай, какая птица —

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная?

Звонко тенькает: «Тень, тень!

Как хорош весенний день!» (Синица)

 

Кто летает, кто стрекочет —

Рассказать нам новость хочет? (Сорока)

 

На шесте — дворец,

Во дворце — певец. (Скворец)

 

Черный, проворный,

Кричит «крак» —

Червякам враг. (Грач)

 

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)

 

Трещала с самого утра:

«Пор-р-р-а! Пор-р-р-а!»

А что — пора?

Какая с ней морока,

Когда трещит… (Сорока)

 

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет.

Крохи подбирает,

По ночам кочует —

Коноплю ворует.   (Воробей)

(Обратить внимание на плакат с изображением птиц.)

- Запишем эти слова с комментированием по цепочке.

- 2-ая группа искала пословицы. Проверим.

Ласточка весну начинает, а соловей кончает.

Слово не воробей. Вылетит — не поймаешь.

- Как вы понимаете данную пословицу?

«Сказанного слова не вернёшь, поэтому прежде, чем сказать его, надо хорошо подумать».

- Какие еще есть пословицы с похожим значением?

«Мала синичка, да коготок остёр».

«Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

«Мал соловей, да голосом велик».

«Соловья баснями не кормят».

- Как вы понимаете эти пословицы?

«Разговорами не накормишь того, кто хочет есть» (т.е. басни — пустые разговоры).

«Сорока на хвосте принесла». (Употребляется в том случае, когда хотят скрыть источник информации).

«Старого воробья на мякине не проведёшь». (О бывалом человеке с большим жизненным опытом).

V. Теоретическая часть.

- А сейчас мы насладимся звуками весны. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Внимательно послушайте звуки весны.

- Какие весенние звуки вы услышали? (Журчание ручейка, пение птиц.)

- Составьте предложение о весенних звуках.

Запишите каждый своё предложение или то, которое вам понравилось больше всего.

- Что такое предложение?

- Что мы называем грамматической основой предложения?

- Как называются главные члены предложения?

- Дайте определение подлежащему.

- Что такое сказуемое?

- Подчеркните в предложении грамматическую основу.

- На какие две группы вы можете разделить предложения? (Нераспространенное, распространенное.)

- Дайте определение нераспространённому предложению.

- А чем отличается распространённое  предложение от нераспространённого?

- Посмотрите на доску.

- Прочитайте предложение: Лес оделся.

- Распространите данное предложение: Весенний лес оделся в зелёное платье.

VI. Физ. минутка.

- Давайте представим, что мы входим в лес.

-Идём мы с вами в лес.

Ах, сколько здесь чудес!

Руки подняли, покачали —

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Помашем — и за работу опять.

VI. Работа по учебнику.

- Сегодня мы с вами продолжаем повторять главные члены предложения.

Упражнение № 209.

- Прочитайте задание самостоятельно.

- Что нужно сделать? (Прочитать текст.)

-О чём этот текст?

-Как озаглавили текст? Почему?

- Как объяснить выражение «травка заворсилась»? (Стала мягкой, пушистой.)

Листочки проклюнулись — на почках появились маленькие листочки.

- На какие две группы можно разделить данные предложения?

- Прочитайте только нераспространённые предложения.

Пеночки прилетели. Цветы зацвели. Кукушка вернулась. Соловьи запели. Черёмуха зацвела.

- Кто хочет попробовать у доски записать 1-ое нераспространенное предложение?

-Подчеркните грамматическую  основу предложения.

- Объясните выделенные в тексте орфограммы.

- Продолжаем работу.

1-ый ряд запишет предложение о цветах,

2-ой ряд — о кукушке,

3-ий ряд — о соловье.

-1-ый ряд. Каким словом вы проверили безударную гласную в словах «цветы зацвели»?

- Какие это слова по отношению друг к другу?

-2-ой ряд — какая орфограмма в  слове кукушка?

-3-ий ряд — объясните орфограмму в слове соловьи.

- Давайте ещё раз обратимся к тексту. Прочитайте только подлежащее.

- Чем чаще всего выражены подлежащие в предложениях?

- На какие 2 группы можно разделить глаголы? (ед.ч.- мн.ч.)

- Посмотрите на схему предложения.

- Какому предложению в тексте она соответствует?

Зелёная травка засорилась.

Кто? Что сделали? Где?

Зяблики появились в лесу.

- Назовите грамматическую основу предложения.

VIII. Итог урока.

- Молодцы, ребята. Вы справились с заданиями.

Блиц-турнир.

- Возьмите свои флажки.

- Какой член предложения отвечает на вопросы что делает? что сделают?

- Какой член предложения обозначает о ком или о чём говорится в предложении?

- Послушайте предложение.

У нашего оконца кричит стайка ласточек.

- Какой член предложения отвечает на вопрос кто? или что?

- Какой член предложения обозначает, что говорится в предложении о подлежащем?

- Послушайте внимательно предложение: Пригревает жаркое солнце.

- Каким членом предложения является слово солнце?

IX. Домашнее задание.

- Молодцы, ребята! Я, думаю, что вы справитесь с д/з.

X. Рефлексия деятельности.

Мои впечатления от урока…

На уроке я узнал…

Мне на уроке удалось…

Самым интересным на уроке было…

- Ребята, я хотела бы вам подарить вот этого соловья, чтобы он вам напоминал о нашем первом открытом уроке, и в вашем сердце всегда звучала трель соловья.

Яндекс.Метрика