Почему в словах чередуются звуки? Это происходит при образовании грамматических форм слова. То есть звуки в одной и той же морфеме, например в корне, могут заменять друг друга. Такую замену называют чередованием.
Отметим сразу, что речь пойдёт о фонетических процессах, а не о правописании слов.
В определённых случаях чередуются не только гласные звуки, но и согласные. Чаще всего чередование находится в корнях, суффиксах и приставках.
Мох - мха, везти - возить, крутой - круче, друг - друзья - дружить - в корне слова;
кружок - кружка, дочка - дочек, зимую - зимовать, ценный - ценен - в суффиксах;
ждать - подождать, звать - созвать, втереть - вотру - в приставках.
Существуют два вида чередований: исторические (их нельзя объяснить, они возникли давно и связаны с утратой гласных звуков [ъ], [ь] (сънъ - съна, льсть - льстить) или с необъяснимым тождеством согласных звуков (бега - бежать) и фонетические (по-иному позиционные, так как зависят от позиции звука в слове [нΛга - нок], их можно объяснить с точки зрения современного русского языка, например, чередование [г//к] возникло потому, что перед гласным согласный звук сохраняется, а в конце слова звук оглушается, изменяет своё качество звучания).
Исторические чередования
Гласные звуки | Примеры |
[о//-] [е//-] [а//о] [э//и] [ы//о] [э//о] [а//им//м] [у//он] |
мох - мха корень - корня загар - загореть замереть - замирать дышать - вздох везти - возить понять - понимать - пойму звук - звон |
Согласные звуки |
Примеры |
[п//пл; м//мл; б//бл; в//вл] [с//ш] [з//ж] [х//ш] [д//с] [ц//ч] [ск//ст//щ] [т//ч//щ] [д//ж//жд] [к//ц//ч] |
купить - куплю, земной - земля носить - ношу возить - вожу сухой - суша ведёт - вести отец - отечество блеск - блестеть - блещет свет - свеча - освещение ограда - огорожу - ограждение оклик - клич - восклицание |
Фонетические (позиционные) чередования
Гласные звуки | Примеры |
[о//Λ//ъ] [а//Λ//ъ] [о//иэ//ь] [а//иэ//ь] [э//иэ//ь] |
в[о]дный - в[Λ]да - в[ъ]дяной тр[а]вка - тр[Λ]ва - тр[ъ]вяной н[о]с - н[иэ]сёт - н[ь]суны п[а]ть - п[иэ]ти - п[ь]тидесятый с[э]мь - с[иэ]ми - с[ь]мидесятый |
гласные звуки |
Примеры |
звонкий - глухой [ж//ш] твёрдый - мягкий [л//л’] |
но[ж]и - но[ш] мо[л] - мо[л’]ь |
Исторические чередования выявляются при словообразовании и формоизменении.
Фонетические (позиционные) можно определить по редукции гласных и ассимиляции согласных звуков.
Много беглых гласных при изменении односложных и двусложных существительных по падежам [о, э, и// -]:
рот - рта, лёд - льда, пень -пня;
огонь - огня, узел - узла, ветер - ветра, урок - урока, ноготь - ногтя, улей - улья;
ведро - вёдер, окно - окон, игла - игл, яйцо - яиц.
Встречаются беглые гласные и в кратких прилагательных:
краткий - краток, горький - горек, смешной - смешон, длинный - длинен, хитрый - хитёр.
В корнях разновидовых глаголов тоже происходят чередования гласных и согласных звуков:
коснуться - касаться, осмотреть - осматривать, собрать - собирать, послать - посылать, зажечь - зажигать, понять - понимать, сжать - сжимать.
Чередования звуков важно знать, чтобы правильно применять орфографические правила, когда возникают затруднения с написанием букв в разных частях речи. Если не узнаешь чередования, можешь допустить ошибку и при морфемном разборе, когда выделяешь части слова.
О правописании корней с чередованием читайте в разделе "Орфография".