Чем отличаются детские стихи от взрослых? Правильно: наивностью. Только кажущейся.

Такие стихи выходят у Эммы Мошковской. Её лирический герой – малыш и дошкольник – видит в окружающем мире много заманчивого. Смотрите, что есть у взрослых: очки, портфели, гири, часы и приёмник… А вот стёклышка особенного и нет! Нет и «огромных двоек», отчего портфель тяжелеет в руках. Но всё это заметит только поэт!

У взрослых – очки,

большие портфели,

такие огромные гири – гантели,

приёмник, который на шею надет.

А такого красивого стёклышка

нет!

Всё у них есть –

И часы, и браслет…

А такого красивого стёклышка

нет!

Михаил Яснов считал, что стихи Эммы Мошковской «переполнены словами, рассказывающими о звуках и изображающими звуки». А из «весёлого звукопада» в них рождается тишина, когда можно посидеть и подумать. Носить в себе свою обиду, мучиться, а потом когда-нибудь дождаться прощения самого близкого человека – мамочки.

Я боюсь,

и лес боится –

Замирает и таится…

Ты не беспокойся, лес!

Ты не бойся –

я же

здесь!

Герой стихотворений поэтессы удивляется подъёмному крану, радуется зиме и осени, задаёт много-много вопросов, преодолевает свои страхи и обиды, потому что любит жизнь и замечает в ней столько нового и удивительного, что ради этого стоит жить.

«Первая двойка»

…А у меня портфель в руке

С огромной двойкой в дневнике!

С тяжёлой двойкой в дневнике!

А все шагают налегке.         

 

Кто что заметил

Вышел на улицу дворник.

Дворник заметил

грязную лавочку.

Вот показался садовник –

садовник заметил

вредную бабочку...

Вышел пилот

и заметил погодку.

Вышел танцор

и заметил походку.

Портной заметил,

кто как одет,

а кто что заметил,

заметил поэт!

 

Подъёмный Кран

Подъёмный Кран

вставал по утрам,

начинал в тиши

поднимать этажи.

 

И опавший лист

поднимал он ввысь,

и весёлый смех –

вон до тучек тех!

 

Тополиный пух

поднимал он вдруг,

и у всех вокруг

поднимал он дух!

 

Подъёмный Кран

по вечерам

поднимал в высоту

и плиту, и звезду...

 

Поднимал

звезду,

опускал

темноту.

 

С ночных дорог

поднимал ветерок

и прохлады час

опускал на нас.

 

И ночной покой

опускал рукой.

Уходя ко сну,

поднимал луну...

 

* * *

Я маму мою обидел,

теперь никогда-никогда

из дому вместе не выйдем,

не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет,

и я ей

         не помашу,

она ничего не расскажет,

и я ей

        не расскажу...

Возьму я мешок за плечи,

я хлеба кусок найду,

найду я палку покрепче,

уйду я, уйду в тайгу!

 

Я буду ходить по следу,

я буду искать руду,

я через бурную реку

строить мосты пойду!

 

И буду я главный начальник,

и буду я с бородой,

и буду всегда печальный

и молчаливый такой...

 

И вот, будет ветер зимний,

и вот, пройдёт много лет,

и вот, в самолёт реактивный

мама возьмёт билет.

 

И в день моего рожденья

тот самолёт прилетит,

и выйдет оттуда мама,

и мама меня простит.

 

Я люблю вас

Я люблю вас, конечно,

в цвете и в золоте!

И люблю бесконечно

в слякоти, в холоде,

когда вы голы,

рощи и долы,

когда некрасивы,

клёны и ивы,

когда вы совсем-совсем одиноки.

Никто к вам не ходит.

Ветры жестоки,

а звери забились в глубокие норы...

Я люблю вас,

поля,

        и леса,

                  и долы.

Эмма Мошковская (1926–1981) обладала хорошими музыкальными способностями, выучилась на оперную певицу и преподавателя сольного пения. Но ни хоровая студия при консерватории, ни сольные партии в филармонии не помешали ей заниматься на досуге поэтическим творчеством.

Сначала это были экспромты для друзей и знакомых, потом увлечение поэзией переросло в новую профессию. Музыкальный слух и умение петь помогли ей найти свой ритм, своих читателей. Педагогический такт и художественные навыки пригодились в сочинении игровых книжек, адресованных малышам и школьникам. Поэтесса создавала сценарии к мультфильмам и диафильмам, сказки и песенки, занималась переводами.

Максим Белов

Эмма Мошковская

Наши дети лукавые, озорные, смешливые. Они легко оживляют солнце, деревья, ветер. Делятся с ними радостью, жалуются им. А взрослые только заставляют, укоряют, поучают и не дают рта раскрыть.

Совсем другое дело – беседовать с грузовиком:

– Далеко ли, грузовик?

– Далеко... Далеко...

– А легко ли, грузовик?

– Не легко... Не легко...

Грузовик умеет слушать. И это важно. Всё равно, что ребенок сам спрашивает и сам отвечает, но это его уровень общения, где он на равных со всеми: живыми и неживыми предметами.

Герой Э. Мошковской хочет радовать людей и чувствовать себя при этом счастливым.

Все любили бы меня,

если лесом был бы я...

Он тоскует по чуткости и доброте и как умеет сопротивляется равнодушию взрослых, утешаясь сознанием своей правоты. Пусть! Что бы ни говорили взрослые, «но я-то знал: она – змея, а не верёвка для белья!»

Э. Мошковская безоговорочно на стороне детей и всегда напоминает о том, чего забывать нельзя.

Стихотворение «Поезд» не об игрушечных, а о настоящих поездах, рождающих не игрушечные, а настоящие мысли: «Поезд, какой ты счастливый, если б ты только знал!» – здесь всё: и хорошая зависть, и обида, и печаль, и мечта о дальних странах. Эти стихи без начала и без конца. Тут многое предшествует и многое ещё произойдёт.

Хочется пожелать поэтессе большей глубины и серьёзности. В весёлых стихах тоже. Потому что у Э. Мошковской нет чисто развлекательных стихов, в каждом – всегда подводная мысль.  

Когда Э. Мошковская пишет о настоящем, всерьёз, «не подыгрывая» детям, размышляет над сложной, противоречивой и обязательно увлекательной жизнью, она творит умную и добрую поэзию.

Эй, шубы и шапки,

Кубанки, ушанки –

Тёплые шапки,

Стали вы жарки!

Идите в шкафы,

Шерстяные шарфы!

Другая приходит мода!

Приходит другая погода!..

Смотрите…Воздух!

Он – голубой.

Разве зимой он такой?

 

Литература

  1. Белов М. Эмма Мошковская // Детская литература. – 1983. – № 7.
  2. Жукова И.Л. Поэтесса Эмма Мошковская – детям // Начальная школа. – 1997. – № 5.
  3. Мошковская Э.Э. Веселый ветер. – М.: Дет.лит., 1975.
  4. Яснов М. Путешествие в чудетство. Книга о детях, детской поэзии и детских поэтах // Хитрые старушки. Эмма Мошковская. – СПб. – 2014.

Яндекс.Метрика