Чем отличаются детские стихи от взрослых? Правильно: наивностью. Только кажущейся.
Такие стихи выходят у Эммы Мошковской. Её лирический герой – малыш и дошкольник – видит в окружающем мире много заманчивого. Смотрите, что есть у взрослых: очки, портфели, гири, часы и приёмник… А вот стёклышка особенного и нет! Нет и «огромных двоек», отчего портфель тяжелеет в руках. Но всё это заметит только поэт!
У взрослых – очки,
большие портфели,
такие огромные гири – гантели,
приёмник, который на шею надет.
А такого красивого стёклышка
нет!
Всё у них есть –
И часы, и браслет…
А такого красивого стёклышка
нет!
Михаил Яснов считал, что стихи Эммы Мошковской «переполнены словами, рассказывающими о звуках и изображающими звуки». А из «весёлого звукопада» в них рождается тишина, когда можно посидеть и подумать. Носить в себе свою обиду, мучиться, а потом когда-нибудь дождаться прощения самого близкого человека – мамочки.
Я боюсь,
и лес боится –
Замирает и таится…
Ты не беспокойся, лес!
Ты не бойся –
я же
здесь!
Герой стихотворений поэтессы удивляется подъёмному крану, радуется зиме и осени, задаёт много-много вопросов, преодолевает свои страхи и обиды, потому что любит жизнь и замечает в ней столько нового и удивительного, что ради этого стоит жить.
«Первая двойка»
…А у меня портфель в руке
С огромной двойкой в дневнике!
С тяжёлой двойкой в дневнике!
А все шагают налегке.
Кто что заметил
Вышел на улицу дворник.
Дворник заметил
грязную лавочку.
Вот показался садовник –
садовник заметил
вредную бабочку...
Вышел пилот
и заметил погодку.
Вышел танцор
и заметил походку.
Портной заметил,
кто как одет,
а кто что заметил,
заметил поэт!
Подъёмный Кран
Подъёмный Кран
вставал по утрам,
начинал в тиши
поднимать этажи.
И опавший лист
поднимал он ввысь,
и весёлый смех –
вон до тучек тех!
Тополиный пух
поднимал он вдруг,
и у всех вокруг
поднимал он дух!
Подъёмный Кран
по вечерам
поднимал в высоту
и плиту, и звезду...
Поднимал
звезду,
опускал
темноту.
С ночных дорог
поднимал ветерок
и прохлады час
опускал на нас.
И ночной покой
опускал рукой.
Уходя ко сну,
поднимал луну...
* * *
Я маму мою обидел,
теперь никогда-никогда
из дому вместе не выйдем,
не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
и я ей
не помашу,
она ничего не расскажет,
и я ей
не расскажу...
Возьму я мешок за плечи,
я хлеба кусок найду,
найду я палку покрепче,
уйду я, уйду в тайгу!
Я буду ходить по следу,
я буду искать руду,
я через бурную реку
строить мосты пойду!
И буду я главный начальник,
и буду я с бородой,
и буду всегда печальный
и молчаливый такой...
И вот, будет ветер зимний,
и вот, пройдёт много лет,
и вот, в самолёт реактивный
мама возьмёт билет.
И в день моего рожденья
тот самолёт прилетит,
и выйдет оттуда мама,
и мама меня простит.
Я люблю вас
Я люблю вас, конечно,
в цвете и в золоте!
И люблю бесконечно
в слякоти, в холоде,
когда вы голы,
рощи и долы,
когда некрасивы,
клёны и ивы,
когда вы совсем-совсем одиноки.
Никто к вам не ходит.
Ветры жестоки,
а звери забились в глубокие норы...
Я люблю вас,
поля,
и леса,
и долы.
Эмма Мошковская (1926–1981) обладала хорошими музыкальными способностями, выучилась на оперную певицу и преподавателя сольного пения. Но ни хоровая студия при консерватории, ни сольные партии в филармонии не помешали ей заниматься на досуге поэтическим творчеством.
Сначала это были экспромты для друзей и знакомых, потом увлечение поэзией переросло в новую профессию. Музыкальный слух и умение петь помогли ей найти свой ритм, своих читателей. Педагогический такт и художественные навыки пригодились в сочинении игровых книжек, адресованных малышам и школьникам. Поэтесса создавала сценарии к мультфильмам и диафильмам, сказки и песенки, занималась переводами.
Максим Белов
Эмма Мошковская
Наши дети лукавые, озорные, смешливые. Они легко оживляют солнце, деревья, ветер. Делятся с ними радостью, жалуются им. А взрослые только заставляют, укоряют, поучают и не дают рта раскрыть.
Совсем другое дело – беседовать с грузовиком:
– Далеко ли, грузовик?
– Далеко... Далеко...
– А легко ли, грузовик?
– Не легко... Не легко...
Грузовик умеет слушать. И это важно. Всё равно, что ребенок сам спрашивает и сам отвечает, но это его уровень общения, где он на равных со всеми: живыми и неживыми предметами.
Герой Э. Мошковской хочет радовать людей и чувствовать себя при этом счастливым.
Все любили бы меня,
если лесом был бы я...
Он тоскует по чуткости и доброте и как умеет сопротивляется равнодушию взрослых, утешаясь сознанием своей правоты. Пусть! Что бы ни говорили взрослые, «но я-то знал: она – змея, а не верёвка для белья!»
Э. Мошковская безоговорочно на стороне детей и всегда напоминает о том, чего забывать нельзя.
Стихотворение «Поезд» не об игрушечных, а о настоящих поездах, рождающих не игрушечные, а настоящие мысли: «Поезд, какой ты счастливый, если б ты только знал!» – здесь всё: и хорошая зависть, и обида, и печаль, и мечта о дальних странах. Эти стихи без начала и без конца. Тут многое предшествует и многое ещё произойдёт.
Хочется пожелать поэтессе большей глубины и серьёзности. В весёлых стихах тоже. Потому что у Э. Мошковской нет чисто развлекательных стихов, в каждом – всегда подводная мысль.
Когда Э. Мошковская пишет о настоящем, всерьёз, «не подыгрывая» детям, размышляет над сложной, противоречивой и обязательно увлекательной жизнью, она творит умную и добрую поэзию.
Эй, шубы и шапки,
Кубанки, ушанки –
Тёплые шапки,
Стали вы жарки!
Идите в шкафы,
Шерстяные шарфы!
Другая приходит мода!
Приходит другая погода!..
Смотрите…Воздух!
Он – голубой.
Разве зимой он такой?
Литература
- Белов М. Эмма Мошковская // Детская литература. – 1983. – № 7.
- Жукова И.Л. Поэтесса Эмма Мошковская – детям // Начальная школа. – 1997. – № 5.
- Мошковская Э.Э. Веселый ветер. – М.: Дет.лит., 1975.
- Яснов М. Путешествие в чудетство. Книга о детях, детской поэзии и детских поэтах // Хитрые старушки. Эмма Мошковская. – СПб. – 2014.