Малыхина Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ "Лицей № 21" города Курска
Ольга Николаевна — выпускница лицея. В 2002 году окончила с отличием КГУ по специальности "филология". В том же году стала дипломантом Первого Международного конкурса "Учитель словесности"(г. Москва).
Преподаёт русский язык и литературу в 5-11 классах. Она автор оригинальных программ спецкурсов "Литературное краеведение", "Уроки театра в школе", дипломант Первого Международного конкурса "Учитель словесности" (г. Москва, 2012 г.).
Материалы
Лингвистическая секция юных инноваторов
В МБОУ «Лицей № 21» уже второй год работает лингвистическая секция проектной школы юных инноваторов. Научная деятельность школьников помогает самореализации в общественно значимом деле, стимулирует читательский интерес и активную гражданскую позицию обучающихся.
Одна из реальных возможностей усилить речевую направленность уроков русского языка — широкое и систематическое использование творческих работ малой формы: изложений, сочинений-миниатюр, мини-сочинений по заданным словам, письменных ответов на вопрос. Для их проведения потребуется от 10 до 20 минут урока.
Текст как средство коммуникации
Среди многообразия методов преподавания русского языка и литературы (исследование, эксперимент, диспут, аукцион, проект, театрализация), способствующих формированию коммуникативной компетенции на уроках, наиболее полно нашей задаче отвечает работа с текстом. Именно текст – носитель объективной и субъективной информации. Текст используется во многих сферах жизни, а в школе почти на каждом уроке.
Чтобы содержание созданного текста было адекватно его замыслу, чтобы оно было коммуникативно-значимым, необходимо излагать информацию точно, полно, последовательно, связно, в соответствующей композиционной форме. Эти задачи решает и работа по подготовке к различным видам сочинения. Работая над сочинением, школьники учатся грамотно и выразительно передавать свой опыт эмоционального восприятия жизни, проявлять самостоятельность суждений, развивать свою речь.
На уроке старшеклассники анализируют речь героев. Итогом работы на уроке может стать сочинение-рассуждение по одной из рассмотренных или других тем, творческая интерпретация полученных знаний (школьный спектакль, литературная гостиная).
Читательская активность общества в России на рубеже XIX–XX вв.
Отечественная периодика на рубеже веков направляла читательскую активность в соответствии с этическими, образовательными и политическими запросами времени.
Урок-обобщение по теме "Местоимение" в 6 классе
Данный урок проводился 15 мая, этим объясняется его форма. Напомним: 15 мая – Международный день медсестры. По ходу урока анализируются и записываются в словарики словарные слова тематической группы "медицина". В основе урока материал раздела "Местоимение".
Интегрированный урок по русскому языку и ИЗО в 5 классе
Учитель русского языка объединяется с педагогом ИЗО и показывает, как в простом предмете увидеть нечто замечательное, как записать свои впечатления, найти яркое, точное, нужное слово и оценить красоту и сложность текста.
Урок литературы в 5 классе «Движение весны»
Урок литературы посвящён весне. Поэтическая страница открывает весну лирическую. Обучающиеся знакомятся с текстами Ивана Бунина, Игоря Северянина, выразительно читают стихотворения, рассматривают репродукции картин известных русских художников...
Проблема обучения чтению школьников в России в конце XIX – начале XX вв.
Процесс обучения чтению – непрерывно меняющееся явление. Скорость изменения, характер и результаты изменения зависят от разных факторов. Среди них конкретный исторический период, многообразие социальных, политических и культурных взаимосвязей...