Как выполнить задание 26 по русскому языку на ЕГЭ? Это предпоследнее задание в тесте ЕГЭ. Напомним его.
«Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 21-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка…»
Список терминов прилагается в списке от 1 до 9. Анализируем эти термины.
Чтобы легко определить средства выразительности, нужно их хорошо знать и применять логику.
Рассмотрим пример рецензии и попробуем выяснить, что искать в тексте.
Из перечисленных терминов есть 2 варианта: неполные предложения и ряды однородных членов.
Смотрим на предложения и убеждаемся, что мы правы.
«Они толкаются, смеются, подначивают друг друга, лезут вперёд» – здесь есть ряд однородных членов.
Естественность и живость речи передаётся с помощью двух фраз: «Для смеха, что ли? Людей удивлять». Мы не можем понять смысл этих неполных предложений без предыдущего («– А что это вы оделись-то так?»).
Сравним восстановленный контекст: «Вы оделись-то так для смеха, вы оделись-то так людей удивлять».
Остальные термины из списка имеют прямое отношение к лексике и фразеологии. Теперь познакомимся с ними.
Фразеологизм – устойчивое сочетание слов: бить баклуши, висеть на телефоне, сесть в лужу и так далее.
Метафора – вид тропа, основанный на переносном значении слова для определения предмета или явления, схожего с ним одними чертами, то есть скрытое сравнение: эскадрилья спешащих на юг журавлей (эскадрилья – стая птиц); пчела из кельи восковой (улей как келья монаха).
Просторечная лексика используется в обиходно-бытовой речи: дядечка, картошка, хворь.
Олицетворение – вид тропа, основанный на переносе свойств, чувств, действий живого существа неодушевлённому предмету: улыбнулись сонные берёзки; ещё природа не проснулась.
Лексический повтор – повторение слова, словосочетания в нескольких близко расположенных предложениях, обычно мы стараемся избегать повтора слов в своих сочинениях, боясь сделать речевую ошибку: огонь очистительный, огонь роковой… бесшумный в мерцании церковной свечи, многошумный в пожаре…
Эпитет – вид тропа, основанный на переносном значении, образное определение, которое позволяет увидеть предмет или действие: зеленокудрая берёза, свинцовый небосвод, с белых яблонь дым.
Вернёмся к рецензии:
«Описание, содержащее ___ (предложение 9) и ___ (цветной туман, белое звучание), даёт возможность читателю зримо представить её».
С последним примером всё ясно – это эпитеты.
Посмотрим на предложение 9:
«Солнце размыло очертания, обесцветило краски и стесало формы».
Солнце действует как одушевлённый предмет – это олицетворение.
Итак, задание выполнено:
А |
Б |
В |
Г |
7 |
5 |
4 |
8 |
Выполнить тест "Изобразительные средства"
Проверить выполнение теста