С пятым классом изучаем лексику и пробуем объяснять значение слов, используя разные способы толкования. Хорошо, если слово знакомое, тогда вспоминаются однокоренные слова, синонимы или антонимы. Самим, конечно, давать толкование трудно.
Спрашиваю у детей, как они узнают смысл неизвестных слов. Говорят, что берут толковый словарь. Замечательно! Тогда прошу поднять руки, у кого есть дома словарь С.И. Ожегова. «Леса» рук нет!.. К сожалению. А кажется, в каждой семье такой словарь должен быть на самом видном месте. Зато Гугл и Яндекс объяснят и даже картинки покажут, и напрягаться не надо. Зачем стараться, искать, думать?
Рисую мрачную картину: отключили электричество, гаджеты не работают — выдохлись. Что делать? Сразу оживляется класс. Кто что предлагает! А самый находчивый говорит, что в этом случае интересно играть в слова.
Показываю детям фотографии, на которых изображены плоды шиповника в ледяной оправе, сосульки на проводах, веточки с застывшими капельками. Могут ли ребята назвать слово, которое точнее всего выражает смысл увиденного?
Чтобы отгадать слово, предлагаю обратиться к тексту писателя Глеба Горышина. Задание то же самое: попробуйте определить, о каком слове в нём идёт речь.
Первый снег вместе с первым морозом ляжет тихо. Чуть потеплеет — станет липким. Дождётся нового снегопада с морозом — окрепнет, огрузнет, разляжется на лесинах белым зверем, цепко держит зубами, когтями... И давит!
Идёшь на лыжах по зимнему лесу, любуешься явленной взору сказкой. Тихо-тихо в лесу. Торжественно, чудно... Но видишь — ели поникли под снежным гнётом, и сосны поникли, и вербы. Их лица печальны, ветви опущены, как плечи скорбящих женщин. На маковки елей и сосен надвинуты шапки, нахлобучены малахаи, папахи, шлемы...
Но глядите — сосны и ели дышат. Глядите — они продышали, прогрели дыханием щели. Глаза их просят вас: помогите!
Ну что вам стоит — коснитесь палкой нависшей снежной гирлянды, и снег зашуршит, осыплется. Сосна замашет ожившей веткой: спасибо за избавленье! И ёлка замашет, и верба.
Берёзка согнулась под снежной ношей. Нелёгок снег — упруга берёзка. Вот пригревает солнце, берёзка плачет — мороз превращает её слезинки в сапфиры и жемчуга. Встряхнёшь берёзку, разбудишь её от ожеледи, — она отвесит тебе поклон, но подняться не сможет. Так и будет жить склонённой долу, до самого лета, покуда буйные соки не наполнят дерево новой силой, чтобы воспрянуть.
А иные берёзы и вербы так и живут свой век в полупоклоне. Это и у людей бывает.
Идёшь по зимнему лесу, лыжи по лыжне шуршат, шелестят...
Стукнешь палкой по ели — она осыплет тебя мириадами блесток, и ты станешь счастливым. И грустным: спас от ожеледи всего одну ёлку, а сколько ещё не спасённых.
Идёшь по лесу, ликуешь и маешься: то ли избавить от ига вот эту берёзку, вот эту бедную иву, то ли не трогать, не рушить гармонию нерукотворной красы.
Нет, всё же лучше коснуться, встряхнуть, разбудить! (По Г. Горышину.)
Читаем текст вслух. Делимся впечатлением: какую картину представили, когда слушали чтение, что в ней необычно. Впечатления совпали, потому что все бывали в зимнем лесу, он у нас рядом со школой, можно взглянуть в окно кабинета и увидеть сосны, раскачивающиеся от ветра.
Но автор по-своему рисует ту картину, что увидел, шагая на лыжах. Сказочная картина, но очень печальная. Первый снег сравнивается с безжалостным зверем, который давит своим гнётом, цепко держит зубами и когтями всё, что попалось... Бр-р-р! Страшно!
С помощью лексического повтора «поникли» (прошу ребят записать это слово и определить его значение) писатель нагнетает впечатление непереносимой тяжести, которую испытывают деревья, похожие на скорбящих женщин. Все сосны и ели не по своей воле спрятаны под шапками, малахаями, папахами и шлемами (спрашиваю у детей, какие слова из этого ряда им незнакомы, прошу подобрать синонимы к слову «маковки»). На наших глазах деревья оживают, дышат и просят о помощи.
Поникли — опустились книзу, пригнулись от тяжести.
Маковки — купол, макушка, верхушка, вершины.
Малахай — 1. Старинный головной убор, большая шапка на меху с наушниками. 2. Род старинной крестьянской одежды, широкий кафтан без пояса.
Папаха — высокая меховая шапка.
Перед каким выбором стоит рассказчик? Ему хочется избавить от ига снежных гирлянд, бременем висящих на соснах, елях, берёзках и вербах, но жаль разрушить «гармонию нерукотворной красы».
Не остаются безучастны ребята и к согнутой берёзке. Именно её образ рождает ассоциации с человеком и его принципами: быть прямым, непреклонным или же жить «свой век в полупоклоне».
Но слово, о котором автор говорит в своём тексте, никак не отгадывается. Среди всего перечисленного ребятами — сосульки, иней, изморозь, снегопад, наст, пороша. Какие слова замечательные! Но всё не то.
Обращаемся к тексту лесовода Лерия Казакова, работника Полярно-альпийского ботанического сада. В тексте загаданное слово исключено и вместо него стоит символ <...>. Читаем текст и определяем его особенности (стиль, тип речи).
С наступлением холодов всё в природе переживает тяжёлые времена. Деревьям, правда, легче, чем зверям и птицам: не нужно ежедневно хлопотать о пропитании.
Конечно, местные растения хорошо адаптированы к суровым условиям Севера, им не страшны даже сильные морозы. Но разные напасти в осеннюю и зимнюю пору нередко обрушиваются и на них. Чего стоит только перечень таких «подарков»: бурелом, ветровал, снеголом, снеговал, морозобойные трещины. И, наконец, гололёд. Тот самый, что является причиной и наших многих бед.
Деревья тоже очень сильно страдают от него, причём в то же время, что и люди. С той разницей, что человек последними словами будет ругать обледенелую дорогу, а в лесоводстве образование слоя льда на ветвях и стволах деревьев называется красивым словом <...>.
Происходит это в пору, когда температура воздуха в зоне кроны устанавливается от 0 до 3 градусов. Переохлаждённые капли дождя льются на ветви и постепенно намерзают на них, превращаясь в голый лёд.
При интенсивной <...> слой льда может достигать 3-5 см, тогда ветви превращаются в настоящие сосульки. Нарастающая масса льда наклоняет дерево, площадь, на которую падает ледяной дождь, быстро возрастает. Дерево всё ниже клонится к земле и, наконец, касается её, чтобы уже никогда не подняться прямо, остаться навсегда кривым, расти обломленным или вовсе погибнуть.
Увидев летом согнутые, поваленные и сломленные деревья, многие не знают, что это могло быть вызвано <...>. Случается подобное и на территории Полярно-альпийского ботанического сада в Кировске, но то, что произошло здесь прошедшей осенью, — случай небывалый.
В одну ночь не десятки, а сотни крупных берёз в нижней части сада, которую мы называем парковой, в буквальном смысле легли на землю, полностью перекрыв единственную дорогу к озеру. На каждом дереве, вероятно, намёрзло несколько сотен килограммов льда. Берёзовые ветви выглядели как стеклянные канделябры. Самые тонкие веточки стали толще человеческого пальца. Более толстые были сплошь покрыты ледяным панцирем, а стволы, обросшие льдом, стали настолько тяжёлыми, что их было невозможно оторвать от земли.
Зачастую <...> придает зелёным насаждениям неповторимый облик. При ярком солнечном свете свисающие обледенелые ветви становятся сказочно красивыми. Покрытые льдом деревья особенно прелестны во время лунной ночи. Если ещё при этом слышится мелодичный перезвон ледяшек, — это настоящий подарок природы.
Сосна, особенно в молодом возрасте, очень часто гибнет, поскольку у неё хрупкая древесина. В сосняках возраста спелости приходилось видеть настолько массовые повалы, что по этому лесу невозможно было пройти. Ель растёт почти всегда прямо вверх и редко склоняется при налипании снега и льда. У неё ветви обычно направлены вниз, и вода быстро стекает, не накапливаясь на кроне.
Из лиственных пород меньше всего повреждается прямоствольная осина с редкой ажурной кроной, на которой очень мало скапливается снега и льда. Кривоствольность наших северных берёз создаётся вероятнее всего во многом под влиянием <...> и снеговала.
Лучше всего переносят неблагоприятные условия перезимовки кустарники. При больших нагрузках они попросту ложатся на землю и после таяния снега поднимаются вновь почти вертикально.
Поистине много чудес у природы! (По Л. Казакову.)
Текст Л. Казакова можно отнести к публицистическому стилю, он содержит много информации о таком явлении, как гололёд. От него страдают не только люди, но и деревья. Автор сообщает о разных «подарках» осенне-зимней поры: бурелом, ветровал, снеголом, снеговал, морозобойные трещины. Он подробно объясняет, как справляются с этими «напастями» различные породы деревьев, какую опасность для людей может иметь намерзание сотен килограммов льда на верхушках берёз, полностью перекрывая единственную дорогу к каким-либо отдалённым местам.
Публицист восхищён красотой и неповторимым обликом зимнего леса. В одну ночь веточки покрылись ледяным панцирем и стали выглядеть как стеклянные канделябры. Свисающие обледенелые ветви сказочно красивы и при ярком солнечном свете, и в лунную ночь. Мелодичный перезвон ледяшек, раскачиваемых ветром, — настоящий подарок природы.
Данный текст помог определить такой морфологический признак загаданного слова, как женский род. Значит, предположение, что речь шла о гололёде, не подходит. Но самые догадливые вспоминают слово «гололедица». Возникает проблемный вопрос. Чем отличается гололёд от гололедицы?
Ребята выдвигают гипотезы и чувствуют, что запутались:
♦ гололёд — это голый лёд, с разбега можно кататься стоя и упасть, это лужа, покрытая льдом и снегом, это когда скользко;
♦ гололедица — это природное явление, очень неудобное для человека и его жизнедеятельности, скользят не только люди, но и машины.
Дети понимают, что это разные слова, и вспоминают прогнозы погоды, в которых говорится, что в «ближайшее время ожидается гололёд, а временами — гололедица».
Для выяснения значения слов обращаемся к толковому словарю С.И. Ожегова (28-е издание, переработанное, под редакцией Л.И. Скворцова, издательство «Мир и Образование», Москва, 2014 год).
Гололёд — «слой льда на земле, деревьях, проводах и т.п., образующийся при заморозках после оттепели или дождя», прилагательное «гололёдный».
Гололедица — «время, когда земля покрыта слоем льда без снега, а также сама такая поверхность», прилагательное «гололéдичный».
Именно при гололедице на дорогах, тротуарах, тропинках появляется ледяная корка, когда после оттепели при понижении температуры воздуха и почвы талая вода замерзает, гололедица всегда внизу, на поверхности.
Когда гололёд, температура за окном около ноля и чуть ниже, он возникает как сопутствующее явление при тумане, мороси или дождя, это намерзание, нарастание нáледи наверху: на кустах, деревьях.
Значит, делают вывод пятиклассники, всё, что описывал писатель Глеб Горышин и о чём рассказывал публицист Лерий Казаков, — это гололёд. Но он ведь мужского рода!
Я сдаюсь: работа была проделана большая, интересная, она всех взволновала мучительным поиском такого красивого и грозного слова, которое пока не удалось найти. Намекаю, что это слово относится к диалектной лексике, поэтому его можно отыскать только в четырёхтомном словаре В.И. Даля. Причём только во 2 томе есть словарная статья, посвящённая нашему слову. Слово это — ОЖЕЛЕДЬ!
Возглас удивления у детей. Таков эффект неожиданного его звучания: О-ЖЕ-ЛЕДЬ! С третьим слогом понятно, ЛЁД ведь. Но почему ОЖЕ? Что оно обозначает? Это такая приставка что ли?
Прошу ребят подобрать похожие слова. Называют: наледь, ожерелье, жерло, железо, горло.
А вот какую разгадку предложил писатель Глеб Горышин:
«Есть такое слово — óжеледь. На юге говорят «ожелéдь»— гололедица, а у нас на севере — «óжеледь»— снежная на деревьях нáвись...
Ожеледь...
Вслушайтесь в это слово, сколько оно вобрало в себя родственных слов-понятий: ожерелье, железо, наледь, тяжесть... Ожеледь. Тяжкая снежная ноша...
Ожеледь — тяжкое бремя...
Какое это красивое и грозное слово — ожеледь».
Итак, устаревшим синонимом к слову «гололёд» (именно это слово мы исключили из текстов Г. Горышина и Л. Казакова) является ожеледь, которая возникает из-за ледяного дождя в виде стекловидного льда на растениях, деревьях и проводах.
Литература
1. Горышин Г.А. Слог: [эссе] // Звезда. — 1985. — № 8.
2. Горышин Г.А. Виденья: Стихотворения и новеллы. — Л., 1990.
3. Казаков Л. Ожеледь // Полярная правда. — 2005. — Выпуск № 175.