Чтобы проверить, понимают ли обучающиеся значение средств выразительности, различают ли тропы и фигуры речи, можно провести небольшую контрольную работу по теме «Средства выразительности».
Задания носят теоретический и практический характер. Выявляют умение различать тропы и фигуры речи. Такую работу можно дать по группам, в то время как остальные обучающиеся выполняют текстовые задания (анализ стихотворения, например).
Контрольная работа
Средства выразительности
Выберите правильный вариант ответа:
А1.Тропы – это
- Обороты речи, характеризующиеся точностью и оригинальностью выражения авторской речи в тексте.
- Обороты речи, усиливающие образность, выразительность речи благодаря определенным синтаксическим построениям.
- Обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении.
А2.Фигуры – это
- Обороты речи, характеризующиеся точностью и оригинальностью выражения авторской речи в тексте.
- Обороты речи, усиливающие образность, выразительность речи благодаря определенным синтаксическим построениям.
- Обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении.
А3.Распределите тропы, фигуры, звуковые средства изобразительности по колонкам таблицы, указывая цифру определения терминов:
- художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета,
- перенесение свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных,
- перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности,
- пропуск какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста,
- расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости,
- усиление изобразительности текста путем повторения согласных звуков,
- сопоставление одного предмета или явления с другим,
- перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение,
- сочетание противоположных по значению слов с целью необычного впечатляющего выражения какого-либо нового понятия,
- усиление изобразительности текста путем повторения сочетаний звуков,
- замена слова или словосочетания описательным выражением,
- перенесение значения одного слова на другое на основе количественных соотношений,
- художественное преувеличение размеров силы, красоты,
- употребление слова или высказывания в смысле противоположном прямому,
- усиление изобразительности текста путем повторения гласных звуков,
- повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки,
- контраст, противопоставление явлений и понятий,
- оборот речи в вопросительной форме, не требующий ответа,
- предоставляет слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании,
- художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность,
- сходное построение смежных фраз, строк или строф.
Тропы | Фигуры |
Звуковые средства изобразительности |
|
В1. Вернитесь к заданию А3 и определите названия терминов, к которым относятся определения, указав напротив цифру.
Антитеза |
|
Метафора |
|
Гипербола |
|
Параллелизм |
|
Олицетворение |
|
Литота |
|
Эпифора |
|
Метонимия |
|
Умолчание |
|
Ирония |
|
Эпитет |
|
Оксюморон |
|
Риторический вопрос |
|
Синекдоха |
|
Аллитерация |
|
Градация |
|
Сравнение |
|
Эллипсис |
|
Звуковые повторы |
Ассонанс |
Перифраза |