
Чтобы развеять ноябрьскую хандру от туманов и дождя, почитаем весёлые стихи Генриха Сапгира.
Это поэт-выдумщик, изобретатель новых слов и значений. Он придумал разные поэтические образы: чуридилу, смеянцев, мигунов и чихунов. А его фамилия легко продолжает этот «тарабарский» набор слов!
В стране Хохотании
Жили смеянцы.
Любили смеянцы
Веселье и танцы,
И просто смеяться
Любили смеянцы.
…
Наяву или во сне
Я гостил в такой стране,
Где стоял сплошной туман.
Фонари
Мигали там,
Мигуны
Гуляли там
И мигали
Фонарям.
…
Плыл в тумане по волнам,
Прибыл в гости к чихунам,
Все слова у чихунов —
Лишь «апчхи»
И «будь здоров».
Я читал свои стихи,
Говорили мне:
«Апчхи!»
Я не стал читать стихов,
Мне сказали:
«Будь здоров».
Стихотворение про мигунов и чихунов заканчивается весёлой графической игрой: автор написал зеркальным способом концовку, и если не найти»трюмо», то прочесть финал невозможно. Такая «графическая» пауза превращает чтение стихотворения в игру. И пока читатель не вовлечётся в неё, концовку ему не прочесть!
Образы Сапгира наглядны и интересны. Вот, к примеру, в стихотворении «Смеянцы» описана страна Хохотания, имеющая замысловатые географические объекты: озеро «Ха-ха», «Мыс Доброй Улыбки», «Кудыкины горы», «Бездну юмора», «Море Смеха».

Художник Пивоваров В.Д., «О смеянцах»
Смеянцы просто весёлые люди, и даже когда глядят друг на друга, то смеются в кулак. И вдруг в их привычную жизнь вторгается ужасный дракон! Смешное «нелепое чудо». Этот дракон «солнца не глотал», он взял и запретил жителям страны смеяться.
Отныне,
Смеянцы,
Смеяться не смейте,
Иначе вы будете
Преданы смерти!
Но смеянцев обмануть не удаётся: они кричат, что драконов не бывает, а перед ними обычный «пожарный рукав», «чайник» и даже «лягушка». Бедный дракон не выдержал смешных сравнений. Он «разозлился», «раскалился», вспыхнул и сгорел без следа. Все беды можно преодолеть, утверждает автор, если над ними… смеяться.

Художник Леонид Непомнящий, «Чуридило»
Сапгир любит экспериментировать со словами. Стихотворение «Людоед и принцесса, или Всё наоборот» содержит в себе два стихотворения с одним и тем же сюжетом, только разница в том, что выберет сам читатель. Эпитеты «прекрасный» и «ужасный» меняются местами:
Принцесса была /Погода была
Прекрасная /Прекрасная
Погода была /Принцесса была
Ужасная /Ужасная
Начинается стихотворение вполне правдоподобно: «Днём во втором часу заблудилась принцесса в лесу». Страшный людоед хватается за нож, но видит «прекрасную» (либо «ужасную») принцессу, и ему становится «худо».
— Уходи, — говорит, —
Отсюда.
Аппетит, — говорит, —
Ужасный. (Прекрасный)
Слишком вид, — говорит, —
Прекрасный. (Ужасный).
Что же делать принцессе («прекрасной» или «ужасной»)? Обидеться или расплакаться? Она «потихоньку» уходит и попадает из леса «прямо к замку». Всё окончилось благополучно. Но почему?
Поэт придумал неожиданную словесную схему, предложил читателю принять участие в игре-эксперименте. Только от воли и желания читателя зависит вариант прочтения произведения. Людоед и его жертва в разных реальностях меняются местами, а спасение происходит либо от «прекрасности», либо от «ужасности».

Художники Дмитрий Непомнящий, Ольга Попугаева, «Принцесса и людоед»
Стихи Генриха Сапгира не только развлекают, но и обучают. Из них составились четыре азбуки: журавлиная, лесная, забавная, музыкальная.
В журавлиной азбуке книгу с буквами читают птицы, звери, рыбы: аист, баран, верблюд, грач, дрозд, ехидна, жираф, зубр, индюк, кит, львица, медвежата, носорог, осёл, пеликан, рысь, соболь, тигр, удод, фазаны, хрюшка, цыплята, чижик, шмели, щенок, эму, юрок, язь.
В «Забавной азбуке» птицы и звери играют в шашки, мяч, волейбол, бадминтон, проводят тренировку, используя разные виды спорта. «Лесная азбука» складывается из образов, которые герой находит в лесу: жара гудела буквой «А», уж свернулся буквой «В», пичужка напоминала букву «Г»…
— Лес,
Я подслушал речь твою! —
И лес откликнулся:
— ФЬЮ-ФЬЮ!
— Зелёный лес! —
Воскликнул я. —
Прекрасна
Азбука твоя!
О лесной музыке поэт расскажет свою сказку, где все ноты сложатся в звонкую птичью мелодию.
Вот покинула гнездо
И запела
Птица До.
Встрепенулась на заре
И запела
Птица Ре.
Лес зелёный, не шуми,
Распевает
Птица Ми.
Свет ложится полосой.
Вторят птицам
Фа и Соль.
Полетела на поля.
Зазвенела
Птица Ля.
Выпив капельку росы,
Засвистела
Птица Си.
Прекрасные «нотные» стихи сложились у поэта из звуков земли: ДО похоже на пение шмеля, волшебная РЕ на пастуший рожок, МИ кошачье по звуку, грустная ФА как лесное ку-ку, СОЛЬ как весенняя капель, СИ как писк мышонка:
ЛЯ —
Словно солнечный луч
Золотой,
Когда он играет
Листвой и водой.
(«Музыка»)
Звуковые и вкусовые ощущения сливаются, когда читатель решает загадку-каламбур:
Что за ЛИ?
Что за МОН?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут: ... ,
Сразу станет кисло.
Устаревшие предлоги поэт употребляет в песенке-загадке, сокращая строфу до одного или двух слов:
По-над лесом,
По-над кручей
Повстречалась
Туча
С тучей.
В небе
Коромысло —
Радуга
Повисла.
(«Туча»)
Визуально Сапгир растягивает стихотворение, чтобы строки вытягивались и становились длинными, как шея жирафа:
Стихи получились
Д
Л
И
Н
Н
Ы
Е,
Длиннее
Шеи
Жирафа.
Их можно читать
Со стула,
Но лучше всего —
Со шкафа.
(«Стихи о стихах»)
Поэт рассказал малышам о новых словах, появившихся в 60-е годы и не вошедших ещё в толковые словари. Конечно, теперь полимер, пластмасса, космонавт, звездолёт, транзистор, автоматы, атом, батисфера стали общеупотребительными словами, а некоторые уже успели устареть. Но объяснение Сапгира дополняет представления детей о научных достижениях середины ХХ века.
Хотите узнавать созвездия, тогда прочитайте «Сказку звёздной карты» и разглядите на ней в кружках и линиях очертания людей, вещей и диковинных зверей:
Вот Медведица Большая
Кашу звёздную мешает
Большим
Ковшом
В котле
Большом.
Рядом ковшик светится:
Малая Медведица
Маленьким ковшичком
Подбирает крошечки.
Фантастическое описание привычных предметов раскрывает их прелесть, поэтому они хорошо запоминаются. Радуга висит так высоко в небе, что по ней вниз можно слететь, как с горы:
Мы на радугу вска-ра-б-каемся,
Поиграем в облаках,
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!
(«Радость»)
Чтобы различать существительные и глаголы, можно прочитать стихотворение «Ночь и день». Попробуйте не запутаться и распознать Грустил, Журчал, Ухало, Веселей, Плясал, Бежал.
Косматые Грустилы
Над мостиком грустили.
И тихая Журчала
Под мостиком журчала.
А серое Ухало
Летало и ухало.
Что и кто скрывается под косматыми Грустилами, тихой Журчалой и серым Ухалом? Ребёнок догадается, что под необычными названиями скрываются обычные слова: ивы, речка, сова. Это ночь преображает все знакомые предметы и пугает трусишек.
А днём «явился красный Веселей», и «запели, заплясали зелёные Плясали» и «жёлтые Бежали по лесу побежали». Красное солнышко веселит, зелёные листочки пляшут, жёлтые лучики бегут и всех радуют. Антонимы «ночь» и «день» дополняют новые выдуманные слова: «Грустилы» от «грустить», «Веселей» от «веселить», «Плясали» от «плясать». Ребёнок угадывает корни слов, видит связи слов и получает первое понятие о языке, ведь свою словообразовательную работу поэт ведёт у него на глазах.
Даже пейзаж у Сапгира необычен. Зелёным становится буквально всё вокруг, а не только деревья с молодой листвой.
Солнце вешнее пригрело.
Всё вокруг зазеленело:
И ольха,
И ветла,
И дорожка,
И метла,
И скамейка,
И забор —
Вот какой зелёный двор!
(«Весенний двор»)
Как легко написано! Но в этой нарочитой простоте раскрывается настроение безудержного счастья и весеннего преображения природы. Можно ли поверить, что весёлые стихи пишутся автором через силу? Ни одного намёка на это не встретим в его детских книжках. Затейливая фантазия и остроумие поэта доставляют читателям радость на эстетическом уровне.
Генрих Вениаминович Сапгир (1928-1999) писал стихи на «детском» языке, использовал оригинальные приёмы, избегал взрослых нравоучений, и потому малышам понятны его словесные игры и добрый юмор.
Витебск, Бийск, Москва стали для семьи будущего поэта родными городами. Отец организовал сапожную артель, мать занималась шитьём, братья — студенты. Генрих обожал читать и ходил во все библиотеку, куда мог достать абонемент. В семь лет он написал первые стихи, старший брат раскритиковал их. Спасением был литературный кружок Дома пионеров, где педагог Арсений Альвиг знакомил своих студийцев со стихосложением. Первыми вдохновителями были А. Гайдар, Гёте, Шекспир.
Война многое изменила в жизни подростка, старшие братья и отец воевали, с матерью пришлось эвакуироваться, но упрямый мальчик один вернулся в московскую квартиру и едва не умер от голода и холода. Его спасли продуктовые карточки члена литературного кружка, который закрылся после смерти Альвига. Но товарищ по изостудии Евгений Кропивницкий протянул руку помощи подростку, у которого не сложились отношения с отцом. После школы-семилетки Генрих окончил полиграфический техникум. А после службы в армии устроился в Скульптурный комбинат, где работал семь лет нормировщиком и инструктором по охране труда.
Генрих Сапгир переводил стихи, писал стихи для песен и сценарии к мультипликационным фильмам и к постановкам кукольного театра с писателем Геннадием Цыферовым и сказочницей Софьей Прокофьевой. Поэт дружил с художниками, иллюстраторами, писателями Лианозовской группы, составлял антологию самиздата.
Первый сборник детских стихов Сапгир опубликовал в 1960 году. С тех пор он стал печататься в журнале «Мурзилка», изредка появлялись его стихи в «Костре». А «взрослая» лирика увидела свет в европейской печати в конце 70-х годов, на родине с начала 90-х годов. Уже после смерти писателя от сердечного приступа вышла антология «Поэзия безмолвия».
Литература
- Иенсен Т. «Людоеды», «Принцессы», «Смеянцы» и другие... / Детская литература. — 1975. — № 7.
- Сапгир Г. Принцесса и людоед. Весёлые стихи. — М.: Малыш, 1991.
- Сапгир Г.В. Стихи. — М.: Дрофа-Плюс, 2008.