Авторы
Фишман Юлия Петровна,
автор основных материалов сайта "Могу писать".
Журналист и преподаватель из города Екатеринбурга
Галина Васильевна Тюнина,
учитель начальных классов МБОУ "Лицей № 21" города Курска до 2020 года. Работает в ОБОУ "Школа-интернат № 2" г. Курска.
Галина Васильевна окончила Тамбовское педагогическое училище (1983г.), а затем и педагогический институт (1989г.). Имеет первую категорию. Стаж педагогической деятельности более 26 лет. В лицее работала 20 лет.
Страница учителя на портале ИНФОУРОК https://infourok.ru/user/tyunina-galina-vasilevna
Материалы
Проект "Ведь я лисонька, ведь я рыженька" Мы стараемся создавать условия для стимулирования первоклассников к поисковой деятельности. Так, работу над литературно-исследовательским проектом «Ведь я лисонька, ведь я рыженька» мы начали в первом классе, едва научившись писать. |
Проект "Только так из человечка выйдет человек" В первом классе мы выполнили литературно-исследовательский проект «Только так из человечка выйдет человек». Подробности, описанные в сказке, порой лучше, чем простое рациональное объяснение. Сказки и поучительные истории полезны ребёнку для формирования его личности. |
Викторины по литературному чтению Викторины помогают формировать активного читателя, способствуют развитию речи ребёнка, раскрытию его творческих возможностей, побуждают думать и рассуждать. Предлагаем викторины по книгам А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», Д. Родари «Приключения Чиполлино», Р. Киплинга «Маугли», Л. Лагина «Старик Хоттабыч», рассказов В. Бианки. |
Читаем, изучаем картины курских художников, сочиняем Данная методическая разработка предназначена для организации творческих, самостоятельных, проверочных работ по литературному чтению в начальной школе (УМК «Школа XXI века», программа «Литературное чтение», 1-4 класс, автор Ефросинина Л.А.). |
Тебиев Борис Каз-Гиреевич (Константинович)
Профессор кафедры экономических теорий экономического факультета Института экономики, управления и права РГГУ. Доктор педагогических наук (1992), доктор экономических наук (2002), действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН), член Международной педагогической академии, действительный член Нью-Йорской академии наук.
Награждён правительственными и общественными наградами: орденом «Знак Почета» (1986), званием и орденом РАЕН «Рыцарь науки и искусств» (2000), орденом РАЕН «За пользу отечеству» им. В.Н. Татищева (2006), орденом «Слава России» (2006) и орденом Ломоносова «За заслуги и большой личный вклад в развитие отечественной науки и образования» Национального комитета общественных наград РФ (2007).
Преподаёт в РГГУ с 1998 года. Автор более 300 работ, в том числе монографий «Экономический либерализм и критика социалистических экономических учений в России 19 века» (М., 2002), «Государство, общество и «трудные дети» в досоветской России» (М., 2005. в соавт.)
Автор рассказывает о себе:
«По образованию я учитель истории и обществоведения средней школы. Окончил в 1968 году Тульский государственный пединститут им. Л.Н. Толстого. С первого курса активно интересовался краеведением и опубликовал массу материалов, связанных с историей Тулы и Тульского края, в том числе и о жизни в Туле М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Много лет проработал в комсомоле. Защитил две докторские диссертации. Первая из них посвящена общественно-педагогическому движению в России конца XIX - начала ХХ века. Вторая - либеральной экономической мысли в России XIX века. Среди моих воспитанников около 30 кандидатов и докторов наук (педагогических и экономических). В активе - 21 монография и более 300 научных статей.
В 1993 году создал Международную педагогическую академию как учебное заведение и научно-творческое сообщество ученых и педагогов стран СНГ. В её составе тогда находилось около 20 региональных отделений, некоторые из них стали самостоятельными институтами. Из бывших пионервожатых мы подготовили 2000 школьных психологов.
В 2008 году издательство Ленинской библиотеки "Пашков дом" выпустило мою книгу "Тайны книжных переплетов", которую сейчас дополняю новыми рассказами о книжных поисках и находках из моей библиотеки. К слову, среди очерков есть и очерк об уникальном издании "Сказок для детей изрядного возраста" (известно всего 3 сохранившихся экземпляра вместе с моим) М.Е. Салтыкова-Щедрина. В книге много интересных материалов о Л.Н. Толстом, В.В. Вересаеве, С.А. Есенине и др.»
Об авторе wikipedia
Материалы автора размещены на странице ЗАПИСКИ КНИЖНИКА
Спасская Евгения Дмитриевна
(1947-2021)
Родилась в Москве, родители — педагоги, среднюю школу и литфак пединститута окончила в Курске.
С 1969 г. работала корректором, воспитателем, преподавателем литературы, методистом в Областной научной библиотеке имени Н.Н. Асеева.
С 1974 по 2009 годы работала в краеведческом музее, с 1990 г. зав.литературным отделом. С 2009 года научный сотрудник Литературного музея, филиала Курского областного краеведческого музея.
Евгения Дмитриевна была редактором и составителем книг «Журавлиный клин», «Костёр на ветру», «НЛО нашего детства» (все с рассказами Е.И. Носова), трёх «Роман-газет» с рассказами Е.И. Носова, «Книга о Мастере», «Мастер с нами», 12-ти сборников докладов на чтениях памяти Е.И. Носова, альбомов «Краски родной земли» и «С натуры», автор книги «Что для меня неповторимо...», буклетов, статей, радиопередач по творчеству писателей-курян, сценариев двух телефильмов «И я слышу, как сердце цветёт...» и «О Мастере».
Лауреат премии имени Е.И. Носова и двух премий имени В.В. Овечкина.
Евгения Дмитриевна Спасская так рассказывала о своей жизни:
«Я родилась в Москве, детство прошло в Подмосковье. Мы жили в доме, где находилась начальная школа, в которой преподавал мой дедушка. Родители работали в учительском институте в Коломне.
Потом мы переехали в Курск. Отец, Дмитрий Борисович, преподавал в фармучилище, мама, Валентина Алексеевна, была доцентом пединститута. Телевизора у нас не было до 1961-го года, из школы прибежишь, перекусишь — и читать, читать.... Раньше сначала читали книжку, потом смотрели фильм. Например, «Война и мир». Выходили из кинотеатра и говорили: «Нет, читать интереснее!»
Над кроватью у меня висел плакат с портретами русских композиторов, я с ранних лет запомнила Чайковского, Глинку, Мусоргского. И когда потом я слушала их прекрасную музыку, то отчётливо представляла себе их облик. Дедушка очень любил хор Пятницкого, я слушала по радио народные песни в их исполнении, и они стали для меня очень близкими.
Мне очень повезло на дружбу, у меня были и есть до сих пор замечательные подруги. Мы сидели за одной партой с Леной Семенихиной. Однажды нам задали написать сочинение про любимое литературное произведение, а мы написали про любимую музыку... Она писала про «Вальс-фантазию», а я про Первый концерт Чайковского. Он меня так потряс, что побежала, купила пластинку. Тогда это стоило дорого, купила потихоньку от родителей, там, где была цена, нарисовала веточку... Слушала его до бесконечности.
Первое наше вхождение в музыку было в 15 лет, когда к нам приехала московская филармония. Исполнялись «Итальянское каприччио», Первый концерт и Шестая симфония Чайковского. Мы пришли после него домой и написали заявку на радио. Прошло время, и я вдруг слышу по радио: «... нам написали Лена Семенихина, Света Мартынова, Женя Спасская, по их просьбе прозвучит монолог Чио-Чио-сан»!..
Когда школу заканчивали, были романтиками, я мечтала стать геологом, потом в медицину хотелось. Когда я училась в одиннадцатом классе, определённости почему-то не было. Было тревожно — а что же дальше? По русскому языку и литературе были пятёрки, старалась писать нестандартные сочинения. Хотела поступать на факультет журналистики, но тогда нужно было иметь трудовой стаж не менее двух лет. Мой московский дядюшка, работавший в АПН, посоветовал пойти в МГУ на филологический факультет. Школу я закончила с серебряной медалью, и мне можно было сдавать только один экзамен. Но в сочинении отыскали одну стилистическую ошибку и поставили четвёрку. Пришлось сдавать все экзамены, а я к этому была не достаточно готова и получила по всем предметам четвёрки. Для МГУ не хватило баллов, но с такими оценками меня приняли в Курский пединститут.
Нам очень повезло с преподавателями. Был Арон Залмович Раскин по зарубежной литературе, Александр Николаевич Илиади — по философии, по современной литературе — Андрей Ефимович Кедровский. Он как-то дал нам задание написать о своём любимом стихотворении, а мне тогда встретилась в библиотеке книга Цветаевой. Тогда был у меня момент влюбленности, я стала читать и думаю, Боже мой, это же всё про меня!.. Читала эту книжку и переписывала стихи в тетрадку, две тетрадки переписала! Я написала про одно из любимых ее стихотворений, и преподавателю понравилась эта работа, он освободил меня от экзамена, посоветовал поступать в аспирантуру. Поехала в Москву, стала соискателем. Тему мне дали по деревенской прозе, что и привело потом к последующей работе. Я тогда ещё Евгения Ивановича Носова не знала, в диссертацию у меня были включены писатели-деревенщики — Абрамов, Проскурин и Белов, с которыми он был дружен. Но с защитой у меня так и не получилось, теперь думаю, что не к сожалению, а к счастью.
Мне очень нравилось изучение литературы, я увлекалась чтением книг, хотелось делиться прочитанным, рассказывать о писателях и их творчестве. После института работала в школе, даже в двух — Шуклинском интернате и в 29-й. Мне очень нравилось беседовать с учениками, читать им стихи, писать с ними сочинения на необычные, интересные темы. Однажды на уроке прочитала наизусть «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях». Смотрю, мальчик испуганно тянет руку: «А нам тоже наизусть учить?..» А одна девочка в сочинении «Моя мечта» написала: «Я хочу, чтобы вы у нас были классным руководителем». Было так приятно.
Я работала какое-то время в газете корректором, исправляла ошибки. Даже в «Анне Карениной», которую тогда читала, машинально следила за знаками препинания. А вскоре я попробовала ещё одну профессию — библиотекаря. Тогда и познакомилась с краеведением.
Курск — моя вторая родина, город всей моей жизни. Меня удивило богатство литературных талантов Курского края — Афанасий Фет, Николай Асеев, Юрий Герман, Аркадий Гайдар, Валентин Овечкин, Константин Воробьёв, Евгений Носов... Работа в библиотеке стала ступенькой к моей основной профессии экскурсовода. В музее поняла — это моё. Увлеклась культурой Курской области, постепенно выкристаллизовалась заветная тема — «Земляки».
Были интересные встречи с академиком Николаем Марковичем Эмануэлем, с Иваном Николаевичем Суржиковым, исполнителем русских народных песен, с актрисой Малого театра Ксенией Ивановной Тарасовой. Она играла жену Чкалова в известном фильме. Очень интересны встречи и общение с женой Дейнеки, женой Свиридова, сыном писателя Юрия Павловича Германа. Открывались новые страницы истории Курского края. Я ехала то в Суджу, то в Обоянь, то в Тим, то в отдалённые села, где можно было найти новые экспонаты для музея.
Однажды мне поручили собрать материалы о нашем писателе Евгении Носове, но предупредили, что он очень занят, и договориться о встрече будет трудно. И всё же она состоялась. Стала ему звонить, он один раз говорит, что ему некогда, второй. В третий раз Евгений Иванович сказал: «У вас пять минут!». Отвечаю: «Я успею». А проговорили мы с ним два с половиной часа... Настолько было интересно разговаривать с ним!
И как-то сами собой определились две главные задачи моей работы — организация в Курске литературного музея и популяризация творчества Евгения Носова.
С конца 80-х годов Носовым было написано много рассказов. Великолепные вещи, но их знали мало. Эти рассказы я ему помогала печатать, он передал мне свою машинку «Эрику», ту, которая сейчас в Литературном музее. Чем я особенно горжусь, это тем, что мне довелось быть первым его слушателем. Рассказы у Евгения Ивановича были замечательные. Я читаю вслух по рукописи, а он проверяет, что так, что не так. И вот «Тёпа», рассказ про петушка и про бабушку. Светлый такой рассказ. Тёпа был очень хороший, но его почему-то все обижали. У него был отдельный насест, чтобы его не трогали, а когда бабушка через несколько дней зашла в курятник, а было очень холодно, то нашла ворошок перьев под этим насестом, Тёпа замёрз... Я читаю эту фразу, и у меня прямо какое-то рыдание изнутри... Как написано!..
Евгений Иванович был человеком очень светлым. Иногда говори ли, что он не очень общительный, не очень любит встречи. Он не любил пустословия, какой-то шумихи, пустых фраз высокопарных, за которыми ничего не стоит. Он был человеком дела, очень любил простых людей, общался с ними. Мог зайти в магазин, сказать продавщице: «Здравствуйте, какие тут у вас колониальные товары?» И всегда с улыбкой. Он умел всё: писать, рисовать и маслом, и акварелью, игрушки делал, починить всё умел. Единственное, чего он не умел, — это беречь себя...
Когда мы отмечали 80-летие Евгения Ивановича, Николай Иванович Гребнев сказал: «Евгений Иванович был рыбаком, поэтому мы все, курские писатели, рыбачим, а если бы он был шахматистом, мы бы все играли в шахматы...» У него была потрясающая аура, и эта аура распространялась на всех. Когда разбираешь его переписку или вспоминаешь, какие-то встречи, то понимаешь, что около него всегда были хорошие люди. Плохие, неинтересные, карьеристы не задерживались. Он видел очень хорошо талантливых, одарённых людей, и он им помогал, он очень многих вывел на литературную дорогу.
Когда я собирала материалы для «Книги о Мастере» (она вышла ещё при жизни Евгения Ивановича), писатель не хотел, чтобы я это делала, говорил, что это нескромно. Но удалось убедить его, потому что это необходимо, ведь его творчество изучается в школе. Статей о нём я нашла столько, что их хватило на обе толстые, по 800 страниц каждая, книги.
Почти все мои статьи о писателях, художниках, учёных курского края, о музыке, театре, кино, написанные за сорок лет, собраны в небольшой книге «Что для меня неповторимо...». Надеюсь, что книжечка будет полезной для учителей, библиотекарей и краеведов».
Прочитать об авторе:
1. Воробьёв В. Что для меня неповторимо... // Городские известия. - №39. - 31 марта 2007. - С.3.
2. Кряж И. Евгения Спасская: «За что душа держится, то не пропадёт...» // Кружево жизни. - №9. - 20 сентября 2011. - С.12-13.
Материалы автора
Книга жизни писателя К. Воробьёва
Мне хочется начать с признания в любви к творчеству Константина Дмитриевича Воробьёва, к его книгам, в которых — талант и правда, боль и совесть... Очень горестно, что не довелось встретиться с их автором, и тем большую благодарность хочется выразить его жене, Вере Викторовне, которая передала в Литературный музей города Курска многие подлинные вещи писателя.
Волшебные строки Евгения Носова
Кажется, совсем недавно Евгений Иванович Носов ходил на свою любимую рыбалку, разжигал костёр, отправлял в плавание по озеру красивый двухмачтовый кораблик, рисовал прекрасные пейзажи — можно было разглядеть каждый листик на берёзе, отражение облаков в наших курских речках.
О детстве Евгения Ивановича Носова
...Передо мной лежит пожелтевшая от времени фотография, на её обороте написано: «Ваня Кононов и Женя Носов за игрой в шашки. 1938 год». Мальчишкам по 12-13 лет, оба сосредоточены, серьёзны. Снимал их старший Ванин брат, а потом эта карточка была напечатана в «Курской правде» как иллюстрация к заметке об отдыхе школьников.
Фото- и лироэтюды Евгения Носова
В предисловии к альбому «Краски родной земли» сказано: «Евгений Иванович Носов был Мастером воистину во всём — он писал превосходные рассказы и повести, очерки и статьи, миниатюры и стихи... Он рисовал полные тончайшей лирики, согретые теплотой его сердца пейзажи родной Курщины. Он умел великолепно фотографировать, его фотоэтюды сродни самым лучшим живописным полотнам...»
Прокудина Татьяна Васильевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ "Лицей № 21" города Курска.
Татьяна Васильевна преподаёт русский язык и литературу в 5-8 классах. Имеет диплом КГУ с отличием (2002 г.), стаж работы в лицее 15 лет.
Страница учителя http://www.proshkolu.ru/user/prokudinaT/orgs/
Материалы
Школьники делают первые шаги в мире живописи, учатся постигать невероятно загадочный и увлекательный мир красок и впечатлений. Трудно добиться, чтобы изобразительное искусство завладело чувствами детей, открыло для них новые, неповторимые в своей красоте горизонты.
Морфологический разбор наречия
Когда изучаешь наречие как часть речи, всё легко и понятно. Морфологических признаков раз-два, роль в предложении почти всегда одинакова, орфографических правил немного. Но так кажется только поначалу. Первые трудности начинаются, когда наречия нужно найти в предложении или тексте. Они похожи на все уже знакомые нам части речи: как на самостоятельные, так и служебные.
Всё, что нужно знать о наречии
Изучать части речи на уроках русского языка довольно сложно. Особенно большие трудности вызывает раздел морфологии "Наречие". Чтобы облегчить школьникам усвоение основных понятий, нужно построить уроки так, чтобы интерес ученика не ослабевал. Когда же весь материал изучен, можно обобщить и повторить самое главное, сложить целостную картину о наречии.
Задания для формирования читательской грамотности в 8-9 классах
Из опыта работы предлагаем задания для формирования читательской грамотности в 8-9 классах. Представлены тексты публицистического стиля о профессиях будущего. Задания к текстам предполагают один верный ответ, множественный выбор ответа...
Малыхина Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ "Лицей № 21" города Курска
Ольга Николаевна — выпускница лицея. В 2002 году окончила с отличием КГУ по специальности "филология". В том же году стала дипломантом Первого Международного конкурса "Учитель словесности"(г. Москва).
Преподаёт русский язык и литературу в 5-11 классах. Она автор оригинальных программ спецкурсов "Литературное краеведение", "Уроки театра в школе", дипломант Первого Международного конкурса "Учитель словесности" (г. Москва, 2012 г.).
Материалы
Лингвистическая секция юных инноваторов
В МБОУ «Лицей № 21» уже второй год работает лингвистическая секция проектной школы юных инноваторов. Научная деятельность школьников помогает самореализации в общественно значимом деле, стимулирует читательский интерес и активную гражданскую позицию обучающихся.
Одна из реальных возможностей усилить речевую направленность уроков русского языка — широкое и систематическое использование творческих работ малой формы: изложений, сочинений-миниатюр, мини-сочинений по заданным словам, письменных ответов на вопрос. Для их проведения потребуется от 10 до 20 минут урока.
Текст как средство коммуникации
Среди многообразия методов преподавания русского языка и литературы (исследование, эксперимент, диспут, аукцион, проект, театрализация), способствующих формированию коммуникативной компетенции на уроках, наиболее полно нашей задаче отвечает работа с текстом. Именно текст – носитель объективной и субъективной информации. Текст используется во многих сферах жизни, а в школе почти на каждом уроке.
Чтобы содержание созданного текста было адекватно его замыслу, чтобы оно было коммуникативно-значимым, необходимо излагать информацию точно, полно, последовательно, связно, в соответствующей композиционной форме. Эти задачи решает и работа по подготовке к различным видам сочинения. Работая над сочинением, школьники учатся грамотно и выразительно передавать свой опыт эмоционального восприятия жизни, проявлять самостоятельность суждений, развивать свою речь.
На уроке старшеклассники анализируют речь героев. Итогом работы на уроке может стать сочинение-рассуждение по одной из рассмотренных или других тем, творческая интерпретация полученных знаний (школьный спектакль, литературная гостиная).
Читательская активность общества в России на рубеже XIX–XX вв.
Отечественная периодика на рубеже веков направляла читательскую активность в соответствии с этическими, образовательными и политическими запросами времени.
Урок-обобщение по теме "Местоимение" в 6 классе
Данный урок проводился 15 мая, этим объясняется его форма. Напомним: 15 мая – Международный день медсестры. По ходу урока анализируются и записываются в словарики словарные слова тематической группы "медицина". В основе урока материал раздела "Местоимение".
Интегрированный урок по русскому языку и ИЗО в 5 классе
Учитель русского языка объединяется с педагогом ИЗО и показывает, как в простом предмете увидеть нечто замечательное, как записать свои впечатления, найти яркое, точное, нужное слово и оценить красоту и сложность текста.
Урок литературы в 5 классе «Движение весны»
Урок литературы посвящён весне. Поэтическая страница открывает весну лирическую. Обучающиеся знакомятся с текстами Ивана Бунина, Игоря Северянина, выразительно читают стихотворения, рассматривают репродукции картин известных русских художников...
Проблема обучения чтению школьников в России в конце XIX – начале XX вв.
Процесс обучения чтению – непрерывно меняющееся явление. Скорость изменения, характер и результаты изменения зависят от разных факторов. Среди них конкретный исторический период, многообразие социальных, политических и культурных взаимосвязей...
Мальцева Юлия Викторовна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 42» города Курска
Автор учебно-методического пособия «Язык родной — душа моя» в рамках российского проекта «Студенческое просветительство: «От знаний по профессии к духовным скрепам», лектор Курской региональной всероссийской общественной организации «Знание».
Методические материалы учителя на сайте http://umoslovo.ru/index.php/avtory/88-maltseva-yuliya-viktorovna
Колесникова Елена Викторовна,
учитель русского языка и литературы МБОУ "Лицей № 21" города Курска
Я работаю в 5-8 классах, с сентября 2018 г. являюсь зам.директора по УВР, до этого времени была руководителем методического объединения учителей-филологов, классным руководителем до 2018 года (материалы на странице НАШ КЛАСС).
Стаж работы более 30 лет. В 1993 году с красным дипломом окончила Курский государственный педагогический институт, начала работать в школе № 32, после рождения сына перешла в лицей № 21. Имею высшую категорию.
С августа 2015 года и по настоящее время как администратор и автор некоторых материалов веду учительский сайт СЕЗОНЫ.
С декабря 2017 года и по настоящее время выполняю обязанности администратора сайта регионального отделения учителей русского языка и литературы УМОСЛОВО.