Поиск на сайте

Авторская методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на профилактику асоциального поведения детей и подростков.

Разработчик: Гладилина Наталия Александровна, классный руководитель 6В класса МБОУ «Лицей № 21»

В условиях мотивационного кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число детей и подростков, склонных к асоциальному поведению. Асоциальным называют поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. В настоящий момент проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков на уровне образовательной организации становится все более значимой.

Эффективное социальное поведение подростка подразумевает конструктивное взаимодействие его с социумом и возможность гармоничной социализации личности. Под нормой принято понимать общепринятое поведение, понимание границ возможного и должного, порядок действий и взаимоотношений между людьми. Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать, приводят к гармонизации взаимоотношений между субъектами общественной жизни.

Существует различное количество норм поведения подростков: психологические, этические, моральные, нравственные, правовые, социальные и т.д. Представленная разработка воспитательного мероприятия является возможной формой моделирования эффективного социального поведения обучающихся 5-6 классов, базирующейся на актуализации положительных личностных качеств, необходимости формирования и созидания человеческих добродетелей, что позволит противостоять негативному влиянию социума и способствует выработке поведенческой траектории, альтернативной асоциальным действиям.

Для воплощения идеи использована технология форсайт сессии (форсайт от англ. Foresight — «предвидение»). Данная технология представляет собой такой формат коммуникации, который позволяет участникам договориться по поводу образов будущего и, определив желаемый образ, согласовать действия в его контексте. Другими словами, технология помогает педагогу использовать способ построения взвешенного и ответственного образа будущего.

Цели:

  • профилактика асоциального поведения,
  • формирование стремления принятия ответственности за свои поступки, выработка позитивных жизненных целей,
  • создание условий достижения индивидуально-личностной зрелости, необходимой для преодоления детьми негативного воздействия социума.

Задачи:

  • классифицировать положительные и отрицательные личностные качества;
  • сформировать в сознании детей определение понятий «добро» и «зло»;
  • способствовать воспитанию нравственных личностных качества: доброты, желания помогать, сочувствия, милосердия;
  • выработать     позитивные     жизненные     цели и     мотивацию       к их достижению;
  • способствовать формированию позитивного отношения к окружающим людям и развитию духовной культуры личности;
  • сформировать поведенческую траекторию, противостоящую асоциальному поведению (агрессии, буллингу и т.д.) через принятие системы человеческих добродетелей.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, видеоролики, бумажные кирпичики (модели параллелепипедов) с надписями: СОЧУВСТВИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ВНИМАНИЕ, ДОБРОТА, ПОМОЩЬ, ПОНИМАНИЕ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, БЕЗРАЗЛИЧИЕ, БЕЗУЧАСТНОСТЬ, ЧЕРСТВОСТЬ ДУШИ, ЖЕСТКОСТЬ, АГРЕССИВНОСТЬ, НАДМЕННОСТЬ.

Методы и формы работы: проблемный диалог, квиз, представление-демонстрация, дискуссия, анализ кейсов.

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1.Организационно-мотивационный этап. Формулировка темы

Этап воспитательного события

Содержание деятельности

Классный руководитель

Обучающиеся

1.Организационно-мотивационный этап, формулировка темы

Рабочее пространство кабинета устроено так, что дети сидят вокруг стола, условно поделены на 2 группы, в центре перед ними лежат «кирпичики» с надписями.

Приветствие, создание благоприятной атмосферы.

Направляет на формулирование темы

Дети сидят за круглым столом, обеспечивающим равенство мнений, слушают песню, формулируют тему.

- Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Какой сегодня замечательный день!

Звучит «Вожатская песня»

Мимо текла, текла река, плыли куда-то облака,
Шёл человек, была дорога не легка.
И человек мечтал о том, что он построит где-то дом,
И поселится счастье в нём, в доме одном.
Дом, как известно всем давно, – это не стены, не окно,
Даже и стулья со столом – это не дом.
Дом – это то, куда готов ты возвращаться вновь и вновь,
Радостным, добрым, нежным, злым, еле живым.
Дом – это то, где вас поймут, там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом, – это твой дом.
 
Источник: https://www.litprichal.ru/teksty-pesen/pesni-vozhatyh/mimo-tekla-tekla-reka.php

- О чем песня? О каком именно доме идет речь?

(О доме, радостном, комфортном, теплом, дружном, безопасном…)

- Из чего складывается дом?

(Из разного материала, например, кирпич, брёвна и т.д.)

- А как нам создать атмосферу уюта и комфорта?

(Нужно иметь семью, заботиться друг о друге, помогать)

- Восстановите слова в предложении, записанном на доске: «…, который … Я».

(Нужно вставить слова «дом» и «построю»)

- Это тема  нашего мероприятия.

2. Самоопределение к деятельности.

Этап воспитательного события

Содержание деятельности

Классный руководитель

Обучающиеся

2. Самоопределение к деятельности

Введение обучающихся в тему мероприятия.

Участвуют в составлении темы и формулируют её.

- На столе перед вами «кирпичики».

(Дети рассматривают «кирпичики»)

- Прочитайте, пожалуйста, слова на «кирпичиках».

(Обучающиеся читают надписи вслух: СОЧУВСТВИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ВНИМАНИЕ, ДОБРОТА, ПОМОЩЬ, ПОНИМАНИЕ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, БЕЗРАЗЛИЧИЕ, БЕЗУЧАСТНОСТЬ, ЧЕРСТВОСТЬ ДУШИ, ЖЕСТОКОСТЬ,  АГРЕССИВНОСТЬ, НАДМЕННОСТЬ)

- Что они означают? Назовите одним словом.

(Эти слова обозначают качества характера человека)

- Можно ли сгруппировать эти слова по какому-либо принципу? Как? Назовите эти группы.

(Да, слова можно сгруппировать. Это положительные и отрицательные качества)

3.Актуализация опыта. Групповая работа.

Этап воспитательного события

Содержание деятельности

Классный руководитель

Обучающиеся

3. Актуализация опыта, групповая работа.

 Предлагает разделиться на две группы, выполнить задание на классификацию понятий.

 В группах отбирают «кирпичики» со своими понятиями.

- Давайте поделимся на 2 группы. Первая будет собирать «кирпичики» с положительными качествами, а вторая — с отрицательными.

(Дети каждой группы собирают «кирпичики» со своими понятиями, зачем каждая группа зачитывает свою группу слов. 1 группа: СОЧУВСТВИЕ,  МИЛОСЕРДИЕ, ВНИМАНИЕ, ДОБРОТА, ПОМОЩЬ, ПОНИМАНИЕ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ. 2 группа: БЕЗРАЗЛИЧИЕ, БЕЗУЧАСТНОСТЬ, ЧЕРСТВОСТЬ ДУШИ, ЖЕСТОКОСТЬ, АГРЕССИВНОСТЬ, НАДМЕННОСТЬ)

- Хорошо, группа 1, расскажите, каким людям, по-вашему, присущи качества, собранные вами?

(Добрым людям, людям, имеющим доброе сердце)

- Группа 2, расскажите, каким людям, по-вашему, присущи качества, собранные вами?

(Злым людям, преисполненным негатива)

4.Формулирование целей и задач мероприятия.

Этап воспитательного события

Содержание деятельности

Классный руководитель

Обучающиеся

4. Формулирование целей и задач мероприятия.

 Демонстрирует иллюстрацию, помогает вывести цели и задачи.

 Обсуждают увиденное, формулируют цели и задачи мероприятия.

- Хорошо, а теперь попытаемся вместе ответить на вопросы. Кто, по-вашему, совершает злые поступки? Злые люди?

- А как вы думаете, кто совершает добрые поступки? Добрые люди?

- Давайте рассмотрим картинку. А после ещё раз попытаемся ответить на эти два вопроса (см. Приложение 1).

 (Дети смотрят на проецируемую проектором картинку (Картинка про агрессию).

- Что мы видим на картинке?

(Мы видим, как мальчика обижает девочка. От этого ему становится досадно, после чего он сам, разозлившись, хочет кого-то ударить)

- Вернемся к нашим вопросам. Кто совершает злые поступки? Злые ли люди?

(Нет, злые поступки совершают люди, которых обидели, которым самим причинили зло)

- Действительно, зло рождает зло. И это называется асоциальным поведением, то есть нарушением общественных норм и моральных установок, проявление агрессии в словах и поступках.

- А какие ещё поступки, связанные с асоциальным поведением, вы можете привести?

(Ложь в своих интересах, клевета, использование грубых слов, неуважение, физическое воздействие, издёвка, унижение, обзывание, толкание, заносчивость, нарушение дисциплины…)

5.Постановка проблемы.

Этап воспитательного события

Содержание деятельности

Классный руководитель

Обучающиеся

5. Постановка проблемы.

 Демонстрирует видеосюжет поддерживает дискуссию, создаёт проблемную ситуацию.

 Обсуждают увиденное, выдвигают гипотезы и варианты решения проблемы, делают выводы.

- Посмотрим видео.

(Дети смотрят видеоролик (см. Приложение 2)

(Аннотация: ролик демонстрирует, как каждый, кому кто-то помог, делает добро другому, что приводит к возвращению добра к первому человеку;  размещение по адресу https://www.youtube.com/watch?v=8EDeY8Oehlk&t=16s

формат MP4; размер 56,7 МБ; продолжительность 5,45 мин.)

- Что вы поняли из этого видеоролика?

(Добро может сделать каждый, достаточно только быть внимательным к другим. Добро возвращается к тому, кто его делает. Добро циклично. Добро рождает добро)

- Вернемся к вопросу, на который мы пытались ответить ранее. Так кто же совершает добрые поступки?

(Добрые поступки может совершать любой)

- Как меняется человек, когда совершает добрые поступки, помогает другим?

(Человек становится более совершенным, это делает его счастливым, приносит радость)

- А как злые поступки влияют на человека?

(Они делают человека несчастным, озлобленным, его душа страдает от этого)

- Какие качества проявляют люди, совершающие добро?

(Сострадание, милосердие, внимание, понимание, отзывчивость, добросердечность)

- Эти качества уникальны? Ими мало кто обладает? Они редкие или их можно в себе отыскать или даже развить?

(Эти качества присущи многим, к тому же их в себе можно воспитывать)

- Какой можно сделать вывод о доброте?

(Быть добрым, значит быть неравнодушным, а это под силу любому!)

- Наша жизнь не состоит только лишь из добра, плохое тоже происходит, случаются несчастья, кто-то может попасть в беду, иногда мы сталкиваемся с враждебно настроенными людьми. Но мы можем этому противостоять - просто нужно найти в своей душе силы, чтобы не остаться равнодушным, проявить участие. Это будет фундаментом нашей личности, нашего дома, который каждый будет строить всю свою жизнь. Надёжность этого фундамента определит, насколько прочно мы будем стоять на ногах, встречая жизненные невзгоды.

 6.Применение опыта в новой ситуации. Дискуссия.

Этап воспитательного события

Содержание деятельности

Классный руководитель

Обучающиеся

6. Применение опыта в новой ситуации. Дискуссия.

 Демонстрирует видеосюжет, поддерживает дискуссию, создаёт новые ситуации для применения опыта.

 Обсуждают увиденное, участвуют в дискуссии, слушают чужое мнение, высказывают своё мнение, грамотно используют речевые конструкции.

- А подумайте, как может быть понятие добра связано с подвигом?

(Только человек добрый может совершить подвиг)

- А что такое подвиг?

(Дети предлагают свои истолкования определения)

- Кто может совершить подвиг?

(Человек, обладающий положительными качествами, которые мы называли)

- Как думаете, героями рождаются?

(Нет, героями можно только стать)

- Подвиг может совершить каждый. И в нашей повседневной жизни есть место для подвига. Героями не рождаются, человек не живет с мыслью о подвиге и готовностью стать героем. Героизм — это совокупность качеств, которые воспитываются человеческим сердцем и проявляются в критический момент. Ведь человек часто даже не успевает обдумать свои поступки перед тем, как бросается на помощь другому.

- Посмотрите ролик.

(Смотрят ролик (см. Приложение 3)

(Аннотация: священник спас мужчину, упавшего на рельсы, за секунду до поезда; размещение по адресу

https://youtu.be/gqtNkbBvd6M?list=FLJRsxcVGU00IjIh99fyZUig

формат MP4; размер 5,08 МБ; продолжительность 0,38 мин.)

- Как вы думаете, что помогло этому человеку совершить свой подвиг?

(Совершить этот поступок священника толкнули его внутренние качества, добродетели, формировавшиеся в его душе на протяжении долгих лет)

- Задумался ли он о возможных негативных последствиях своего поступка?

(Нет, у него не было времени размышлять, он повиновался внутреннему порыву)

- Но у подвига нет возраста, посмотрите другое видео.

(Демонсирируется видео о том, как пятиклассник спас из горящего дома четверых детей. (см. Приложение 4))

(Аннотация: пятиклассник спас из горящего дома четверых детей; размещение по адресу https://www.youtube.com/watch?v=9Ev9Bri-Rwg

формат MP4; размер 7, 41 МБ; продолжительность 1 мин.)

- Посмотрите ещё ролик.

(Смотрят ролик о восьмикласснице из Архангельской области, которая чуть не утонула, вытаскивая двоих детей из воды (см. Приложение5))

(Аннотация: В Архангельской области восьмиклассница чуть не утонула, вытаскивая двоих детей из воды; размещение по адресу https://www.youtube.com/watch?v=rDL2IAa_iTQ

формат MP4; размер 4,25 МБ; продолжительность 0,59 мин.)

- Но не только в порыве совершаются подвиги. Подвиги бывают и другие.

(Смотрят ролик о школьнике из Новороссийска, который потратил весь выигрыш конкурса на корм для бездомных собак (см. Приложение 6))

(Аннотация: В Новороссийске школьник потратил весь выигрыш конкурса на корм для бездомных собак; размещение по адресу

https://www.youtube.com/watch?v=8Eg7jo8IO2E

формат MP4; размер 5,47 МБ; продолжительность 0,38 мин.)

- Можно ли поступок этого мальчика тоже считать подвигом?

(Да, можно)

7.Подведение итогов.

Этап воспитательного события

Содержание деятельности

Классный руководитель

Обучающиеся

7. Подведение итогов.

 Учит делать выводы, направляет на построение взвешенного, ответственного образа будущего.

 Делают выводы, принимают положительный образ ответственного поведения.

- Сделайте, пожалуйста, вывод, о том, что можно считать подвигом.

(Формулируют определение подвигу: подвиг — это способность проявлять свои добродетели в критический момент)

- Конечно, тот, кто совершает подвиг — герой.  Героизм должен стать нашей повседневностью. Каждый, кто обладает качествами, которые мы с вами отнесли к положительным, способен на подвиг.

- Плохое иногда приходит и стучится к нам в дом, несчастья случаются, плохие люди встречаются на нашем жизненном пути, но в наших силах все исправить и побороть зло. Добро рождает добро.

- Нужно начинать с себя и взращивать в себе, лелеять добродетели. Необходимо постоянно работать над собой, искоренять в себе негативные качества и подпитывать положительные. Если каждый приложит свою руку и сотворит чуточку добра, то мир станет добрее и прекраснее. А в таком мире жить хорошо и безопасно.

- Но и злыми тоже не рождаются, такими становятся, подпитывая свои отрицательные качества, а это ведёт к саморазрушению. Даже такие люди могут изменится, если окружить их добром.

- «Живи такой жизнью, которая сделает тебя добрым и дружелюбным по отношению к другим людям, и ты будешь приятно удивлен тем, насколько счастливой станет твоя жизнь», — сказал один из наших современников, и мы не можем не согласиться с его словами.

 8.Рефлексия.

Этап воспитательного события

Содержание деятельности

Классный руководитель

Обучающиеся

8. Рефлексия.

 Организует проведение рефлексии.

 Делятся впечатлениями, выстраивают из положительных качеств «фундамент» своей личности.

- Ребята, какие «кирпичики» мы будем использовать для построения «фундамента» своей личности, своего «дома»?

(Те, на которых обозначены положительные качества, потому что они являются прочной основой, помогающей личности защищаться от зла, от дурных поступков, от агрессии, крепко стоять на ногах)

- Человеческая доброта, милосердие, неравнодушие создают основу человеческого счастья. Ведь когда человек делает кого-то счастливым, он и сам становится счастливее.

Яндекс.Метрика