А.Н. Радищев

Писатель Александр Николаевич Радищев (1749-1802) из тех настоящих патриотов, кто искренне сочувствовал бедам униженных людей и защищал их ценой своего благополучия, кто выступал против рабства и несправедливости порядков.

Не за воровство или убийство, а за книгу. За книгу, в которой говорилось о тяжёлой жизни крепостных крестьян.

Казалось, зачем ему, вполне обеспеченному, богатому дворянину-помещику, беспокоиться о судьбе обездоленного народа? Живи себе спокойно, путешествуй по европейским странам, размышляй над философскими трактатами. Но он не мог уклониться от правды, выступал против неустроенности жизни, сословного неравенства, деспотизма, насилия, бессердечия, спеси, лжи, покорности. Поэтому написал свою главную книгу — «Путешествие из Петербурга в Москву».

Александр Радищев считал, что никакие глобальные перемены в обществе невозможны без нравственного преображения и экономических реформ. Как остановить жестокость? Только внутренними побуждениями личности. Что делать с человеком, который имеет возможность помочь, но не делает этого, поскольку убеждён, что это «не его должность»? Напоминать, что есть действительно важная должность на земле — должность человека. Рассудок, оторванный от сердца, по мнению писателя, впадает в ослепление, вот почему надо согласовывать поступки с благим сердечным велением.

Александр воспитывался в обстановке гуманности и сочувствия к обездоленным труженикам. По семейному преданию, во время пугачёвского восстания его отец вооружил дворовых людей и ушёл в лес, мужики же не расправились с семьёй помещика, не донесли на неё, а спрятали четырёх мальчиков среди своих детишек, измазав лица маленьких господ сажей.

Радищев получил домашнее воспитание, учился под опекой крепостного дядьки, с восьми лет жил у московских родственников, при их содействии поступил в петербургский Пажеский корпус, готовился к придворной карьере. Как лучший ученик юноша был послан в Лейпцигский университет, где основательно изучал историю и правоведение, философию и словесность, занимался языками, химией, медициной. Александр был увлечён идеями французских просветителей, творчеством немецких поэтов-романтиков, в том числе и Гёте.

В кругу студентов шли научные и философские споры, оттачивались убеждения и защищались честь и человеческое достоинство. По воспоминаниям Александра, им пришлось бороться с начальником — жадным и грубым майором Бокуном, специально приставленным следить за дисциплиной воспитанников. Немец обкрадывал своих подопечных, оскорблял, сажал в клетку для наказания, доносил о вольнолюбии студентов.

После возвращения на родину молодой человек получил скромную должность протоколиста в Сенате, куда со всей страны поступали дела о казнокрадстве и произволе местных властей. Затем был назначен на должность военного юриста, убедившись в невозможности содействовать правосудию, честно и добросовестно исполнять обязанности, он вышел в отставку.

Однако из-за материальных затруднений ему пришлось вернуться на службу, теперь уже гражданскую, в управление делами торговли, позже он возглавил управление таможней. Отзывы о службе Александра Николаевича были положительными, все отмечали его деловые качества, неподкупность, бескорыстие, честность, независимость, скромность. К сорока годам он уже имел высокий чин, прочное общественное и семейное положение, репутацию прямого и справедливого человека, уважение сослуживцев и преданных друзей.

Помимо службы Александр Николаевич играл на скрипке, охотился, посещал Английский клуб, театр, любил шахматы, много читал, переводил, писал стихи и первые главы будущей книги. Когда он устроил собственную типографию, малым тиражом анонимно опубликовал «Путешествие из Петербурга в Москву». Мог ли он предполагать, какие отзывы получит его книга? Общество уже знало оды Г.Р. Державина, «Недоросль» Д.И. Фонвизина. Идеи гражданского служения, гуманного правления, вольности, равенства были известны образованному обществу.

В своей книге Александр Николаевич оспорил идею правления просвещённого и справедливого государя, предвидел народную революцию и предупреждал о необходимости скорейших преобразований и уничтожения крепостного права и сословных привилегий: «В начале общества тот, кто ниву обработать может».  

Но императрица, читая «Путешествие из Петербурга в Москву», усмотрела в нём «яд французский» (намёки на революционные события во Франции) и поспешила заблуждения искоренить самым радикальным способом — смертной казнью. Полтора месяца Радищев ожидал исполнения приговора, последовало милосердное указание: отсечение головы заменить ссылкой в Илимский острог.

Книги и черновики, бумаги и письма — всё было уничтожено. Само имя Радищева находилось под запретом, ходили разные ложные слухи о нём, а «Путешествие...» переписывалось от руки и распространялось по всей России. Писатель не испугался «ни осмеяния, ни мучения, ни болезни, ни заточения...»

После смерти Екатерины Павел I вернул Радищева из ссылки, а царь Александр I освободил его из-под надзора и привлёк к составлению законов. Писатель стал собирать библиотеку книг по юриспруденции, готовиться к заседаниям Комиссии, изучать положение дел в стране, работать над проектами, но не мог не замечать показного равнодушия сановников, в чьём ведении была законодательная деятельность. Тяжелейшее разочарование, потеря всякой надежды на перемены привели Радищева к решению о самоубийстве. Склянка с ядом была его выбором и формой протеста.

Александр Николаевич Радищев противопоставил существующим порядкам вечные и разумные законы природы, идею внесословной ценности человеческой личности, душевные качества которой не зависят от его происхождения. Основа гражданских добродетелей, по его мнению, в хорошем домашнем воспитании ребёнка, в дружеских отношениях, в постоянном труде, в заботе о других людях.

Писатель считал, что праздность, богатство, знатность пагубно влияют на человека, делают его грубым, жестоким, надменным, расчётливым, эгоистичным. Чувствительность же — самое ценное качество и автора, и его героя-путешественника. Эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость к чужой радости и горю свидетельствуют о тонкой духовной организации личности, об искреннем желании помочь: «...возможно всякому соучастником стать во благоденствии себе подобных», «совершенно бесстрастный человек есть глупец и истукан нелепый...», «...русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности...»  

Описания многочисленных фактов в «Путешествии из Петербурга в Москву» отличаются конкретностью, краткостью. Психологическая реакция рассказчиков на события выражается через повторы, обращения, восклицания, вопросы. Сложнее выглядят пространные размышления автора о праве на самозащиту, о воспитании человека и гражданина, о законах природы и общества.

Современному читателю трудно читать сентиментальные записки путешественника, им непонятен архаичный слог, ушедшие в прошлое исторические приметы жизни. Но не устарели, не могли устареть призывы автора к человечности, к состраданию, к справедливости. К кому обращены эти призывы? К друзьям и единомышленникам писателя — просвещённым дворянам. Но, кажется, и к будущим потомкам, то есть к нам с вами.

 

Литература

1. Бегунов Ю.К. "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1983.

2. Орлов П.А. Радищев и Карамзин в литературном процессе конца XVIII века. Страницы истории русского сентиментализма / Литература в школе. - 1984. - № 4.

3. Щеблыкин И.П. "Прощание" с А.Н. Радищевым... / Литература в школе. - 2008. - № 1.

Яндекс.Метрика