Главная

  • Register

Сайт "Русский язык и литература для всех" приветствует Вас!

Главная

Мой ребёнок не любит читать

 

Настоящее чтение происходит совсем по-другому: как возникло написанное, зачем поведал автор свою историю, что нам необходимо увидеть, почувствовать, продумать и усвоить. Ведь книга уходит к читателю, неизвестному, далекому. Уходит без автора. Он оставляет читателя со своей книгой наедине. Сам читатель должен добыть смысл из прочитанного. За него никто не сделает этого: иначе книга пройдёт мимо него.

Настоящее чтение требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать голос автора. Надо чувствовать сердцем, проникнуть в глубину авторского замысла, отождествляться с незнаемым. Только при этом условии читателю откроется то важное и значительное, над чем трудился писатель.

Читать — значит искать и находить. Читатель словно отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. Это творческий процесс. Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Оно побеждает одиночество, разлуку, эпоху.

По чтению можно узнать человека. По словам И.А. Ильина, каждый из нас есть то, что читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что вычитываем из прочитанного.

Книга создает новую, художествен­ную реальность, бесконечно расширяет жизненный опыт за счет опыта чита­тельского, даёт возможность прожить много-мно­го жизней, перечувствовать и передумать много-много судеб.

Итак, что же нужно предпринять для развития интереса к чтению? Совместный выбор книги, совместное чтение вслух, просмотр киноверсий книг до или после чтения, хорошие учителя в школе.

Начните с малого: возьмите за правило читать каждый вечер перед сном, перечитайте с ребёнком те книги, которые сами читали в детстве, заведите домашнюю библиотеку, дарите книги по поводу и без повода, обсуждайте прочитанное, запишитесь в библиотеку, приобретите электронную книгу-читалку.

Поучителен опыт писате­ля В. Короленко, пережитый им в гимназиче­ские годы. Его чтение в то время, по его признанию, было развлечением и приучало смотреть на литературу как на за­нимательное описание того, чего, в сущно­сти, не бывает. Порой он прикидывал по­ступки и разговоры книжных героев к условиям окружающей жизни и находил, что никто и никогда так не поступает и не разго­варивает.

Но вот в классе появился учитель В. Авдиев. Он прочитал «Два помещика» из «Записок охотника» И.С. Тургенева, прочитал так, что гимназисты в этот день уносили с собой огромное и новое впечатление. «Ме­ня, — пишет Короленко в "Истории моего со­временника", — словно осияло». Он увидел в простых словах настоящую, не приукрашенную правду, поднимающую над буднями и открывающую жизненные шири и дали. Стоило Авдиеву «преподать» новое произведе­ние, как гимназисты «кидались» его читать. Педагог в обще­нии с читателями оживил интерес уча­щихся собственным интересом, делился с ними любовью к тем произведениям, о кото­рых вёл речь.

В основе интереса детей лежит сопереживание — особого рода воображение, позволяющее разделить с героем любое чувство: радость, тревогу, боль. Читателю предлагается мыс­ленно представить себя в тех обстоятельствах, в которые его вместе с героями поставил писатель, и смотреть на мир, на поступки и взаимоот­ношения с людьми с этой точки зрения.

Что читать? К каким книгам возникает интерес?

С одной стороны, интерес к тому, что окру­жает ребёнка, к поступкам ровесников в обстоятельст­вах, близких к тем, в каких приходится действо­вать юному читателю.

С другой – интерес к тому, что никогда не случится, но принять участие в этом очень хочется. Конечно, речь идёт о  приключенческих, фантасти­ческих, исторических книгах. «Три толстяка» или «Два капитана» — книги очень известные и, как говорится, на века.

Сегодня большинство литературных произведе­ний экранизировано. И фильмы не уступают книгам, по которым они сняты. Кажется, зритель-читатель должен предпочесть кино- и мультфильмы. Но он выбирает книги. Посмотреть фильм проще и быстрее, чем прочитать произведение. И все же... Кни­га — это моя книга: я таким ви­жу героя, такими слышу его слова, так понимаю его поступки. И все это без подсказок режиссёров, актеров и художников.

Есть такие ребята, кто читает везде и всюду, не успеешь отвернуться – он уже с книжеч­кой сидит и пребывает в состоянии полного блаженства. Причём это не связано с культурным уровнем семьи, с жиз­ненными пристрастиями окружающих.

Есть и такие, кто, прочитав, обязательно посмотрит кино­версию. Кино рассчитано на совместное восприятие, а чтение — всегда встреча один на один, что-то очень личное.

Литературный образ дает беско­нечную свободу истолкования, и поэтому все читающие книги с детьми — родители и учи­теля — должны, прежде всего, обращать внимание на то, что ребёнок почувствовал, что пережил, что подумал в тот или иной момент чтения.

Необхо­димо использовать каждый удобный случай для того, чтобы убедить юного читателя в том, что граница, отделяющая литературу от реальнос­ти, прозрачна. Идёт мама с ребёнком по ве­сеннему лугу и  говорит ему: «Посмотри, какие уди­вительные цветы, прямо, как у поэта, помнишь, в стихах, которые мы учили, — "Колокольчики мои..."» Или отец, оценивая рассказ сына, замечает: «Ну, это, вообще, базаровский прагма­тизм».

Родители  своим примером показывают значимость литературных образов и ситуаций для понимания действительности и приобретения юным читателем опыта жизни.

С детства необходимо при­вивать мысль: я хороший гражданин, потому что я хороший читатель, культурный человек. Конечно, без внутренней мотивации — читаю, потому что мне интересно читать — далеко не уе­дешь. Однако можно незаметно подавать инициативу и формировать привычку. Вот, например, мамина похвала: «Какой ты у меня моло­дец, ты прочитал и понял взрослую умную книж­ку!»

Многие дети увлекаются чтени­ем потому, что без книжки в семье жить невозможно: чи­тают в любую свободную минуту мама, папа, де­душка — короче, все окружающие. Тогда и заставлять никого не нужно!