Login
needlewoman.infoновости гламура

Синтаксический разбор простого предложения

Цветочные книжкиСинтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.

Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.

В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.

Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на  элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.

В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы "Школа 2100", "Школа России" и "Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами "прокладывают" преемственные связи между начальной и средней школой.

В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).

Пример разбора простого предложения в 4 классе

Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.

В 4 классе

В 5 классе

В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.

Сущ.(главное слово)+прил.,

Гл.(главное слово)+сущ.

Гл.(главное слово)+мест.

Нареч.+гл.(главное слово)

Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.

Разбор постоянно отрабатывается на уроках  и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов.

В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О]1, [ ]2, и  [ ]3. Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое.

Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые.

Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля.

Схемы предложения с прямой речью: А: "П!" или "П," - а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью.

Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: "П, - а. - П." и "П, - а, - п". Вводится понятие диалога и способы его оформления.

Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится.

Пример разбора сложного предложения в 4 классе

План разбора простого предложения

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).

3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.

4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).

5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.

7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).

8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).

9. Записать характеристику предложения.

10. Составить схему предложения.

 

Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.

1) Это был необыкновенный осенний день!

2) Обязанность каждого — трудиться.

3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.

4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.

5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.

6) И они сложили в корзину вещи:  грибы, мёд, чайник, чашки — и пошли к реке.

7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина — все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.

8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.

9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.

10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.

11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.

12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.

13) Вода, куда ты бежишь?

14) Может, он с ума сошёл?

15) Мне кажется, он вообразил себя... ветром.

 

Образцы разбора простых предложений

Образцы разбора простого предложения. Часть 1.

Образцы разбора простого предложения. Часть 2.

Образцы разбора простого предложения. Часть 3.

Образцы разбора простого предложения. Часть 4.

Скачать образцы разборов в формате .doc 75,5 КБ


Комментарии   

 
# Нурай 17.10.2014 20:45
Мне было легко. Я много чего узнала. Спасибо!!! :D
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# СОня 05.11.2014 13:35
А мне ещё больше помогло!
Теперь я не волнуюсь, как раньше.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# шрааа 30.11.2014 13:32
Ничего не понял!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Айдана 25.12.2014 18:18
Спасибо большое!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Анна 89-72 14.01.2015 13:45
Помогите разобрать предложение, пожалуйста:
Кто не знает печали и гнева,
Тот не знает Отчизны своей.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Колесникова Елена 14.01.2015 21:33
Схема: (Кто ... ), [ тот ... ]. Это СПП с придаточным местоименно-опр еделительным. Придаточная часть находится в препозиции, присоединяется к главной части с помощью союзного слова "кто", отвечает на вопрос от указательного слова "тот" (кто именно?). Обе части двусоставные, распространённы е, полные, первая часть осложнена однородными дополнениями.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Руслан 21.09.2015 16:34
Мне было легко! Я узнал много! Спасибо вам большое!!!!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Вика Просекова 28.04.2016 17:36
Почему нет поля для предложения?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Колесникова Елена 28.04.2016 20:00
Вика! Поясните, пожалуйста, какое "поле для предложения" Вы имеете в виду?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Cергей 21.09.2016 12:08
Спасибо большое, очень спасло :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# rozella 22.09.2016 14:22
Синтаксический разбор:
Вот оно бледнеет, синеет небо, отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Колесникова Елена 25.09.2016 14:11
Это предложение повествовательн ое, невосклицательн ое, сложное, состоит из 4 частей, связанных бессоюзной связью: 1 и 2 части обе двусоставные, нераспространен ные, ничем не осложнённые, 3 и 4 части обе двусоставные, распространенны е, ничем не осложнённые.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# индира 02.10.2016 19:39
синтаксический разбор:Например , мы, общаясь с друзьями на перемене, отвечая на уроке или выступая перед классом, не только сообщаем что-то, но, сами того не замечая, рассказываем о себе.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Колесникова Елена 02.10.2016 20:13
Предложение повествовательн ое, невосклицательн ое, простое, двусоставное, распространённо е, полное, осложнено вводным словом, однородными сказуемыми, однородными обособленными обстоятельствам и, выраженными 4 деепричастными оборотами.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Елена Анатольевна 24.10.2016 20:31
Большое спасибо за прекрасный, жизненный материал. "Утащила в норку".
Еще раз спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# likaon 02.11.2016 13:00
Предложение: Эй! царство ты мужицкое, бесшапочное, пьяное, шуми, вольней шуми! Нужен синтаксический разбор. Спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Колесникова Елена 02.11.2016 17:40
Предложение побудительное, восклицательное , простое, односоставное, определённо-лич ное, распространённо е, полное, осложнено междометием, распространённы м обращением, обособленными определениями, выраженными одиночными прилагательными . Не является однородным сказуемым повторяющееся слово "шуми", употребляющееся здесь с целью подчеркнуть характер и длительность действия.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# likaon 03.11.2016 09:42
Спасибо Вам за ответ!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Зарифа 15.11.2016 21:30
Помогите мне разобрать сложное предложение:
Снегопад прекратился внезапно, будто
захлопнулся какой-то небесный люк.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Колесникова Елена 15.11.2016 22:27
Это предложение повествовательн ое, невосклицательн ое, сложное, союзное, сложноподчинённ ое, состоит из двух частей, связанных подчинительным союзом БУДТО: 1 часть с основой "снегопад прекратился" - главная, двусоставная, распространённа я, ничем не осложнена; 2 часть с основой "захлопнулся люк" - придаточная обстоятельствен ная, сравнительная, двусоставная, распространённа я, ничем не осложнена.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# 22222222222я 25.01.2017 17:03
Я ничего не понял! Спасибо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наш календарь

<< < Авг 2014 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
26 27 28 29 30 31