Login
needlewoman.infoновости гламура

Олимпиада по русскому для 9 класса

Предлагаем 7-9 разноплановых заданий для двух этапов школьной олимпиады по русскому языку в 9 классе.

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

9 КЛАСС

1 этап

№1. Хотите услышать фразу, в которой стояли бы рядом 9  гласных звуков? Извольте!

Я знаю ее и ее июльское увлечение…

Всё ли верно в этом примере? Поясните ваше мнение.

 

№2. Даны русские личные имена и образованные от них фамилии и женские отчества:

Антон – Антонов – Антоновна; Илья – Ильин – Ильинична; Гаврила – Гаврилов – Гавриловна; Иван – Иванов – Ивановна; Кузьма – Кузьмин – Кузьминична; Петр –   Петров -  Петровна; Никита – Никитин – Никитична; Фома – Фомин – Фоминична.

От одного из имён фамилия и отчество образованы неправильно, хотя и считаются нормативными. Найдите это имя.

 

№3. Прочитайте слова  с их объяснениями. Если объяснения вам кажутся неправильными, запишите свои.

Пасечник – это человек, который пасёт стадо.

Помощник – это человек, равный мне по мощи.

Денщик – это человек, который ест каждый день щи.

Погонщик –  тот, кто носит погоны.

Сверстник – прибор, соединенный с верстаком.

Стрелочник – человек, делающий стрелки для часов.

 

№4. Расставьте знаки препинания, укажите части речи в предложении.

Он бросил невзначай последний взгляд на дом который был очень стар который несмотря на ветхость и запущенность увы был дорог ему и не оглядываясь поспешно удалился.

 

№5. Объясните значения фразеологизмов.

Буря в стакане воды, лакмусовая бумажка, загадка Сфинкса, не всякое лыко в строку.

 

№6. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами.

Абонент – абонемент, косный – костный, глиняный – глинистый.

 

№7. Постройте словообразовательные цепочки.

Дымок, дым, дымить, дымчатый, задымить, дымиться.

 

№8. Напишите антирекламу (подобно теле- или радиорекламе) на одну из предложенных тем.

«Радиостанция, которую не стоит слушать»;

«Фильм, который не стоит смотреть».

 

№9. Истолкуйте лексическое значение слов.

Холдинг, саммит, секвестр, эксклюзивный.

 

2 этап

 

№1. Л. Успенский в книге «По закону буквы» сравнил букву Ё с тихим старичком на пенсии: при огромной занятости других букв, буква Ё «необязательная к употреблению» (можно писать мед и мёд). В каких случаях употребление Ё всё  же необходимо? Какой графический знак выполнял функции буквы Ё до её появления в алфавите?

 

№2. Какая связь существует между словами текст  и  текстильный? Почему возможно выражение словесная ткань?

 

№3. Сравните слова обуть и разуть. Какой корень в этих словах? Проведите морфемный анализ слов обуть, обутый, обувь.

 

№4. Чем объясняется комический эффект фразы?

Возмущённый покупатель потребовал у продавца самую жалобную книгу, какая только имелась в их магазине.

 

№5. Объясните значения фразеологизмов.

Геенна огненная, соль земли, внести свою лепту, зарыть талант в землю, имя им легион.

 

№6. Составьте связный текст из приведённых ниже предложений. Какие средства для создания этого текста вы используете? Подчеркните их в своём тексте, укажите над ними их часть речи.

Вчера вечером я покупал билет в Москву.
Вчера вечером я случайно встретил Костю.
Костина сестра училась со мной в одном классе.
Мы с Костей не виделись лет десять.
Мы с Костей когда-то жили в соседних домах.
Наши отцы вместе увлекались рыбалкой.
Нельзя сказать, чтобы наши отцы были друзьями.

 

№7. Распределите данные слова на словообразовательные типы, учитывая, что к одному типу в словообразовании относятся слова, образованные от одной и той же части речи, с одним и тем же словообразовательным аффиксом и одинаковым словообразовательным значением.

Рощица, пепельница, свидетельница, книжица, львица, волчица, сахарница, утешительница, роговица, орлица, лужица, победительница, передовица, медведица, тупица, хлебница, мыльница, умница.

 

ОТВЕТЫ


Добавить комментарий

You cannot add a banned link


Защитный код
Обновить