Главная
images/slideshow/fact7.jpg

Олимпиада по литературе предназначена для обучающихся 11 класса. Она состоит из двух этапов, в которых предложено по 6-7 заданий. Все задания аналогичны тем заданиям, которые были у 10 класса.

ОЛИМПИАДА

ЛИТЕРАТУРА

11 КЛАСС

1 этап

№1. Проанализируйте стихотворение  И.А. Бунина «Петух на церковном колоколе».

И.А. Бунин

Петух на церковном колоколе 

Плывёт, течёт, бежит ладьёй,

И как высоко над землёй!

Назад идёт весь небосвод,

А он вперёд – и всё поёт.

 

Поёт о том, что мы живём,

Что мы умрём, что день за днём

Идут года, текут века –

Вот  как река, как облака.

 

Поёт о том, что всё обман,

Что лишь на миг судьбою дан

И отчий дом, и милый друг,

И круг детей, и внуков круг,

 

Что вечен только мёртвых сон,

Да божий храм, да крест, да он.

12 сентября 1922 г.

Амбуаз

 

№2. Укажите авторов крылатых выражений.

Покой нам только снится; в карете прошлого далеко не уедешь; октябрь уж наступил; безумству храбрых поём мы песню; нет, не тебя так пылко я люблю; злых людей нет на свете.

 

№3. Верите ли вы, что 1) штабс-капитану Максим Максимычу было 60 лет; 2) Чичиков, въезжая в губернский город N, встретил похоронную процессию; 3) Ольга Ильинская пела для Обломова «Аve Maria»; 4) сына Любови Андреевны Раневской звали Ваней; 5) Беликов был учителем математики; 6) в поэме Блока «Двенадцать» встречаются 4 героя, которым даны имена; 7) у Маргариты, когда она встретила Мастера, были в руках желтые розы; 8) В.А. Жуковский был родственником И. Бунина; 9) А.И. Куприн получил Нобелевскую премию; 10) Вера Шеина влюбилась в телеграфиста и решила развестись с мужем?

 

№4. Назовите подлинное имя героинь.

 «Да святится имя Твоё!»; Котик; Кити; Неточка Незванова; Кукшина; полесская ведьма; попрыгунья; дама с собачкой; леди Макбет Мценского уезда; Ася.

 

№5. По данному началу напишите небольшой текст и озаглавьте его.

Герои, герои, герои… Как часто думается о том, что сила рождает одну жестокость и не способна родить добро, как ядерная бомба, которая не способна ни на что, кроме как однажды взорваться. А может, есть сила добрая и есть могущество, не прибегающее к жестокости? (В. Белов.)

 

№6. Соотнесите годы жизни и имена писателей.

1868-1936      В.В. Маяковский

1870-1953      С.А. Есенин

1889-1966      М. Горький

1893-1930      И.А. Бунин

1895-1925      А.А. Ахматова 

 

 2 этап

 

№1. Дайте интерпретацию стихотворения Саши Чёрного «Утешение», используя следующие вопросы и задания или предложив свой путь анализа.

1) Каков облик лирического героя в этом стихотворении?

2) Какими способами автор выражает его чувства и настроение?

3) Как элементы художественной структуры стихотворения помогают понять его содержание?

4) В чём философский подтекст стихотворения?

 

Саша Чёрный

Утешение

 

Жизнь бесцветна? Надо, друг мой,

Быть упорным и искать:

Раза два в году ты можешь,

Как король, торжествовать…

Если где-нибудь случайно,-

В маскараде иль в гостях,

На площадке ли вагона,

Иль на палубных досках,-

Ты столкнёшься с человеком

Благородным и простым,

До конца во всём свободным,

Сильным, умным и живым,

Накупи бенгальских спичек,

Закажи оркестру туш,

Маслом розовым намажься

И прими ликёрный душ!

Десять дней ходи во фраке,

Нищим сто рублей раздай,

Смейся в горьком умиленье

И от радости рыдай…

Раза два в году – не шутка,

А при счастье – три и пять.

Надо только, друг мой бедный,

Быть упорным и искать.

1922 г.

 

№2. Определите, что означают крылатые выражения. Укажите их авторов.

Тришкин кафтан, демьянова уха, гомерический хохот, эзопов язык, вавилонское столпотворение, гордиев узел, буриданов осёл, дамоклов меч, нить Ариадны.

 

№3. Не секрет, что поэты, люди чуткие к языку, умеют «обрабатывать» известные фразы, обороты: заменяют или добавляют в них какие-то слова, включают в необычный контекст. Определите, какие строки переделаны авторами:

- Люблю я земщину, но странною любовью (М. Салтыков-Щедрин).

- Причёсываться? Зачем же? На время не стоит труда, а вечно причёсанным быть невозможно (В. Маяковский).

- Не так страшен чёрт, как его малютки; на чужую кровать рот не разевать; пуганая корова на куст садится (В. Шишков).

 

№4. С жизнью каких писателей связаны следующие места:

- Мелихово                  - Карабиха

- Тригорское                - Спасское-Лутовиново

- Орёл                         - Тарханы

- Тула                          - Курск

 

№5. Напишите сочинение-миниатюру «Я хочу сказать вам…» (монолог компьютера).

 

№6.  Какие герои, из каких произведений и каких авторов мечтали:

- о своём Тулоне,

- изобрести перпетуум-мобиле,

- «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…»,

- «мне только бы досталось в генералы»,

- «в Европу прорубить окно»,

- «на Руси жить хорошо».

 

№7. Найдите и объясните ошибки в определении термина эпиграмма.

Эпиграмма – поэтическая фигура торжественного содержания, прославляющая царей и государственных деятелей. Возникла в ХХ веке и нашла отражение в творчестве А. Блока и А. Ахматовой. Напишите исправленный вариант определения термина  эпиграмма.   

Ответы

 

Яндекс.Метрика