Поиск на сайте

Авторы

Малыхина Ольга Николаевна

Малыхина Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ "Лицей № 21" города Курска

 

Ольга Николаевна — выпускница лицея. В 2002 году окончила с отличием КГУ по специальности "филология". В том же году стала дипломантом Первого Международного конкурса "Учитель словесности"(г. Москва).

Общий стаж работы — 12 лет, педагогический стаж — 5 лет. Преподаёт русский язык и литературу в 5 и 8 классах.

Она автор оригинальных программ спецкурсов "Литературное краеведение", "Уроки театра в школе", дипломант Первого Международного конкурса "Учитель словесности" (г. Москва, 2012 г.).

Подготовила

  • призёра Городского  конкурса школьных сочинений "Моя семья" в номинации "Моя семья в истории страны",
  • призёра Городского литературного конкурса  «Древний, славный город Курск», 
  • призёра 9 Городского конкурса "Моя родословная".

Имеет благодарственное письмо Юго-Западной школьной лиги.

 

Материалы

 

Выборочные изложения

Одна из реальных возможностей усилить речевую направленность уроков русского языка — широкое и систематическое использование творческих работ малой формы: изложений, сочинений-миниатюр, мини-сочинений по заданным словам, письменных ответов на вопрос. Для их проведения потребуется от 10 до 20 минут урока.

Текст как средство коммуникации

Среди многообразия методов преподавания русского языка и литературы (исследование, эксперимент, диспут, аукцион, проект, театрализация), способствующих формированию коммуникативной компетенции на уроках, наиболее полно нашей задаче отвечает работа с текстом. Именно текст – носитель объективной и субъективной информации. Текст используется во многих сферах жизни, а в школе почти на каждом уроке.

Малые формы сочинений

Чтобы содержание созданного текста было адекватно его замыслу, чтобы оно было коммуникативно-значимым, необходимо излагать информацию точно, полно, последовательно, связно, в соответствующей композиционной форме. Эти задачи решает и работа по подготовке к различным видам сочинения. Работая над сочинением, школьники учатся грамотно и выразительно передавать свой опыт эмоционального восприятия жизни, проявлять самостоятельность суждений, развивать свою речь.

Речь героев "Обломова"

На уроке старшеклассники анализируют речь героев. Итогом работы на уроке может стать сочинение-рассуждение по одной из рассмотренных или других тем, творческая интерпретация полученных знаний (школьный спектакль, литературная гостиная).

Урок литературы в 5 классе "Движение весны"

Урок литературы посвящён весне. Поэтическая страница открывает весну лирическую. Обучающиеся знакомятся с текстами Ивана Бунина, Игоря Северянина, выразительно читают стихотворения, рассматривают репродукции картин известных русских художников.

Урок-обобщение по теме "Местоимение" в 6 классе

Данный урок проводился 15 мая, этим объясняется его форма. Напомним: 15 мая – Международный день медсестры. По ходу урока анализируются и записываются в словарики словарные слова тематической группы "медицина". В основе урока материал раздела "Местоимение".

Интегрированный урок по русскому языку и ИЗО в 5 классе

Учитель русского языка объединяется с педагогом ИЗО и показывает, как в простом предмете увидеть нечто замечательное, как записать свои впечатления, найти яркое, точное, нужное слово и оценить красоту и сложность текста.

Елагина Наталья Ивановна

Елагина Наталья Ивановна,

учитель русского языка и литературы

 

Высшее образование, Харьковский государственный университет, 1981 г.

Высшая категория, стаж работы 32 года с 1981 г., в МБОУ "Лицей № 21" работала 17 лет.

 

Награды:

• Лауреат общегородской педагогической премии «Признание» в области образования в номинации «Педагогическое мастерство учителя», 2009  

• Нагрудный знак «Почётный работник общего образования РФ», 2009

• Почётная грамота Министерства образования РФ

• Диплом Губернатора Курской области, 2008

• Почётные грамоты комитета образования г. Курска, 2005, 2007, 2008, 2009 за подготовку победителей и призёров 2 этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе

• Почётная грамота комитета образования г. Курска за подготовку призёров 2 этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому зыку, 2014

• Грамота администрации Сеймского округа, 2013

 

Наталья Ивановна подготовила

• призёров II этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, 2005, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011

• призёров II этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015

 

Материалы на сайте

 

Задания 15.1 и 15.2 по тексту о лётчике Мересьеве

Как провести самостоятельный анализ текста, чтобы написать сочинение-рассуждение? Предлагаем два задания по тексту о лётчике Мересьеве из "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого.

 

Тексты для повторения в 9 классе

Для практической работы и повторения изученных тем в 9 классе предлагаем использовать тексты с дополнительными заданиями по форме ОГЭ. Тексты предназначены для осложнённого списывания с объяснением орфограмм и пунктограмм.

 

Проверочные диктанты в 9 классе

В течение всего учебного года можно использовать проверочные и контрольные диктанты с дополнительными заданиями по форме ОГЭ.

Тексты содержат известные орфограммы и изученные в 9 классе пунктограммы «Знаки препинания в сложных предложениях».

 

Учимся писать сжатое изложение (ОГЭ-2015)

Как научиться сжимать текст? Для начала напомним, что сжатое изложение — проверка навыков информационной обработки текста. Сжатое изложение — это краткая, обобщённая передача содержания исходного текста.

 

Анализируем поэтический текст

Комплексный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…» можно провести на одном из уроков по изучению лирики поэта. Мы проследим по этапам движение от анализа поэтического текста к выразительному чтению и самостоятельному творчеству.

 

Работаем с текстом А.П. Владимирова

В задании 25 на ЕГЭ по русскому языку часто предлагают написать сочинение по тексту художественного стиля. Обратимся к фрагменту из рассказа А.П. Владимирова, выясним, о каком событии идёт речь, кто действующие лица, поставим вопросы к тексту и поищем в нём ответы.

 

Клёнышева Екатерина

Клёнышева Екатерина,

выпускница МБОУ "Лицей № 21" 2015 года

 

Материалы

Символика России

Символика России

Моя Родина занимает шестую часть нашей огромной голубой планеты Земля и носит красивое поэтическое название «Россия», которое возникло во времена Петровского правления. Как и всякое государство, наша страна имеет общепринятые символы, отражающие её историю, духовную и интеллектуальную жизнь, — это герб, флаг и гимн.

 

Горяйнова Наталья Сергеевна

Горяйнова Наталья Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ "Лицей № 21" города Курска


Высшее образование, КГПИ, 1988 год.

Преподаёт русский язык и литературу в 9, 10, 11 классах. Классный руководитель 11 класса. Является председателем профкома лицея.

Первая категория, стаж работы 27 лет, в МБОУ "Лицей № 21" работает 25 лет.

Имеет нагрудный знак «Почётный работник общего образования РФ».

Награды:

  • Почётная грамота комитета профсоюза работников народного образования, 2014-2015.
  • Почётная грамота Курской областной Думы, 2015.
  • Грамота администрации Сеймского округа, 2013.
  • Грамота отдела образования, опеки и попечительства администрации Сеймского округа, 2014.
  • Почётная грамота комитета образования г. Курска, 2014-2015.
  • Почётная грамота комитета образования и науки Курской области, 2014-2015.
  • Диплом Губернатора Курской области за подготовку победителя регионального этапа Всероссийской  олимпиады школьников по литературе, 2014.
  • Благодарственное письмо комитета образования г. Курска, 2009.
  • Благодарственное письмо ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет» за подготовку призёров Многопрофильной олимпиады по литературе, 2013, 2016.
  • Благодарность ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет» и филологического факультета за успешную подготовку участников игры-конкурса по журналистике, 2015.
  • Благодарность комитета образования и науки Курской области, 2014.
  • Эксперт региональной экспертной комиссии по проверке ГИА по русскому языку, 2009-2018.

 

Материалы на сайте

 Как написать комментарий в сочинении

Сочинение по тексту на ЕГЭ строится по специальному алгоритму: формулировка одной проблемы, её разъяснение (т.е. комментирование) с введением двух текстовых примеров, обозначение позиции автора текста, выделение своего мнения (согласия или несогласия с автором), подбор доказательств (не менее двух аргументов) из читательского  опыта  или  жизненных  наблюдений.

 Правописание безударных гласных

Обычно считается, что ошибки в  написании безударных гласных – одни из самых распространённых. Это правда. Возникают ошибки по многим причинам. Например, потому, что не распознаётся место ударения в слове (нет водЫ; льются вОды реки).

 

Гусенцова Лариса Дмитриевна

Гусенцова Лариса Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы, город Москва

 

Педагогический стаж — 30 лет.

Являлась экспертом региональной комиссии по проверке развёрнутой части в ЕГЭ по русскому языку и литературе с 2005 года по 2023 год.

Модератор стажировочной площадки ОГБОУ ДПО «КИРО» по проблеме «Аксиологический подход на уроках и во внеурочной деятельности как средство достижения личностных и метапредметных результатов», 2018.

Участник Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Инновации в обучении» в номинации «Творческая резентация урока», 2020.

Подготовила

  • призёра II этапа всероссийской олимпиады по литературе, 2016,
  • победителей городского конкурса чтецов, посвященного 75-летию Победы в Курской битве «У каждого в душе свой город» в рамках городской воспитательной программы «Содружество» (2018 г.),
  • лауреата 2 степени в номинации «Война в истории семьи» конкурса «По дорогам памяти» в рамках городской воспитательной программы «Улыбайся! Радуйся! Живи!» (2020 г.)

Фото 7 Б класса

 Материалы на сайте

Урок по рассказу Виктора Астафьева

Урок литературы в 6 классе был проведён на семинаре по проблеме «Арт-технологии как способ развития и самореализации личности на уроках и во внеурочной деятельности».

Фонарщик с астероида 329

Можно ли «нарисовать» мысли? Можно попробовать! И в этом нам поможет интеллект-карта! С её помощью удаётся не только увидеть, как люди думают, но и научить делать это более эффективно, отобразить мыслительную деятельность графическими средствами. На уроке мы внимательно перечитывали повесть-сказку А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц".

Итоговая тестовая работа по русскому языку для 6 класса

В качестве переводной итоговой контрольной работы по русскому языку для 6 класса предлагаем провести тестирование. Разработаны два варианта, включающие темы по лексике, фразеологии, словообразованию, орфографии, морфологии, культуре речи. Среди частей речи особым образом выделяем имена прилагательные и числительные, местоимения и причастия.

В Изумрудном городе...

Мы с вами побываем в Изумрудном городе писателя Александра Волкова, прочитаем сочинения детей и рассказ писателя Юрия Качаева о книге про волшебника Гудвина. Читая эту изумительно светлую сказку, ребята во время войны забывали и про голод, и про рваные валенки, и про то, что тетради приходилось сшивать из старых газет. В душе рождалась вера в добро и справедливость.

Лисова Екатерина

Лисова Екатерина,

выпускница МБОУ "Лицей № 21" города Курска  2017 года

 

Материалы на сайте

Замолвите слово о лошади

Говорят, нет у животных души. Говорят, движут ими только инстинкты и потребности. А я так скажу: порой животные сильнее духом, храбрее, самоотверженнее, чем люди. И в глазах их можно прочесть как глубокую тоску, так и великую радость. Читаем рассказ Виктора Астафьева "Старая лошадь".

 

Мои любимые страницы в творческом наследии М.Ю. Лермонтова

В минуту, когда пропадает вдохновение, когда душа требует чего-то светлого и прекрасного, открываю томик стихотворений Михаила Лермонтова. Листаю страницы, читаю строки стихотворений... Сколько же здесь прекрасного, возвышенного! Но останавливаюсь лишь на самом близком моему сердцу.

 

О Татьяне Толстой

Для Татьяны Толстой, талантливой писательницы, критика, публициста, единственный способ «совладать с унынием любой действительности – опоэтизировать её». Через свои произведения, собственный блог доносит невероятно простые, но гениальные в своей простоте идеи…

 

Мой Есенин

Среди поэтов XX века, самобытных, эмоциональных, есть тот, чьё творчество связано с трепетной любовью к родному краю, природе и женщине. Это Сергей Есенин.

 

Жиронкина Валерия

Жиронкина Валерия,

выпускница МБОУ "Лицей № 21" 2017 года

 

Материалы

Курские СМИ

Каковы особенности функционирования региональных СМИ? Они имеют электронные версии и осуществляют информационное освещение новостей города, районных поселений Курской области. Местные Интернет-издания развиваются медленнее, чем ведущие федеральные издания.

 

Галина Васильевна Тюнина

Галина Васильевна Тюнина,

учитель начальных классов

МБОУ "Лицей № 21" города Курска

 

Галина Васильевна окончила Тамбовское педагогическое училище (1983г.), а затем и педагогический институт (1989г.). Имеет первую категорию. Стаж педагогической деятельности – 26 лет. В лицее работает 20 лет.

Награждена

  • грамотой комитета образования города Курска, 2008г.;
  • почётной грамотой администрации Сеймского округа города Курска, 2013г.;
  • почётной грамотой комитета образования города Курска, 2014г.;
  • грамотой Литературного музея - филиала ОБУК «Курский областной краеведческий музей», 2015г.;
  • почетной грамотой Губернатора Курской области, 2015г.

Галина Васильевна имеет благодарственное письмо ГОУ ВПО «Курский государственный университет» за успешную подготовку победителя областной олимпиады младших школьников по русскому языку в 2011-2012 учебном году;

благодарность  МКУ «Научно-методический центр г. Курска», 2014г.;

благодарности Курской областной библиотеки для детей и юношества, 2011, 2013, 2014, 2015гг.;

благодарственные письма ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет» за подготовку победителя и призёра Областной олимпиады младших школьников по русскому языку в 2015-2016 учебном году.

Страница учителя на портале ИНФОУРОК https://infourok.ru/user/tyunina-galina-vasilevna

 

Материалы

 

Проект "Ведь я лисонька, ведь я рыженька"

Мы стараемся создавать условия для стимулирования первоклассников к поисковой деятельности.

Так, работу над литературно-исследовательским проектом «Ведь я лисонька, ведь я рыженька» мы начали в первом классе, едва научившись писать.

Проект "Только так из человечка выйдет человек"

В первом классе мы выполнили литературно-исследовательский проект «Только так из человечка выйдет человек».

Подробности, описанные в сказке, порой лучше, чем простое рациональное объяснение. Сказки и поучительные истории полезны ребёнку для формирования его личности.

 Викторины по литературному чтению

Викторины помогают формировать активного читателя, способствуют развитию речи ребёнка, раскрытию его творческих возможностей, побуждают думать и рассуждать.

Предлагаем викторины по книгам А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», Д. Родари «Приключения Чиполлино», Р. Киплинга «Маугли», Л. Лагина «Старик Хоттабыч», рассказов В. Бианки.

Читаем, изучаем картины курских художников, сочиняем

Данная методическая разработка предназначена для организации творческих, самостоятельных, проверочных работ по литературному чтению в начальной школе (УМК «Школа XXI века», программа «Литературное чтение», 1-4 класс, автор Ефросинина Л.А.).

 

Емельянова Людмила Николаевна

Емельянова Людмила Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ "Лицей № 21" г. Курска

 

Образование высшее, КГПИ, 1974. Высшая категория, стаж работы 40 лет с 1974 г., в лицее 35 лет.

Преподаёт русский язык и литературу в 8, 10, 11 классах, классный руководитель 8В класса.

Отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ.

Победитель конкурса лучших учителей РФ.

Призёр конкурса классных руководителей "Лучшая организация школьного питания", 2011.

 

Награды:

  • Почётные грамоты комитета образования г. Курска, 2003, 2005.
  • Диплом Губернатора Курской области за подготовку победителей III и II этапов Всероссийской олимпиады по русскому языку, 2007, 2011, 2012.
  • Грамота за сотрудничество с КГУ, 2008.
  • Грамота комитета образования за подготовку стипендиата главы г. Курска по литературе, 2009.
  • Почётная грамота комитета образования и науки Курской области, 2011.
  • Грамота комитета образования и науки г. Курска за подготовку победителей II этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе, 2011-2014.
  • Грамота администрации Сеймского округа, 2013.
  • Благодарственное письмо ФГБОУ ВПО "Курский государственный университет" за подготовку призёра Многопрофильной олимпиады по русскому языку и литературе, 2013-2015.
  • Благодарственное письмо оргкомитета ВИЦ "Летописец" за активное сотрудничество и проведение II Всероссийской дистанционной олимпиады "Летописец", 2013
  • Благодарность комитета образования и науки Курской области и департамента по опеке и попечительству за участие в конкурсной комиссии регионального этапа конкурса школьных сочинений "Моя семья" в регионах ЦФО, 2013

 

Людмила Николаевна:

  • подготовила победителей и призеров II этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015;
  • подготовила призёра Многопрофильной олимпиады КГУ по русскому языку и литературе, 2013-2015;
  • подготовила победителей и призёров Всероссийской дистанционной олимпиады "Летописец", 2013-2015.

Модератор стажировочной площадки ОГБОУ ДПО «КИРО» по проблеме «Проектная и исследовательская технологии в реализации ФГОС ООО», 2014-2015.

Тема исследовательской работы: «Активизация познавательной деятельности лицеиста на уроках русского языка и литературы».
 

Личная страница  на портале http://www.proshkolu.ru/user/Ludok55/

 

Материалы

 

Урок по теме "Деепричастия в тексте"

После изучения раздела "Деепричастие" можно провести урок по теме "Деепричастия в тексте". Это урок-практикум, когда решаются практические задачи выяснения роли и употребления деепричастий в текстах разных стилей. Сценарный план урока содержит возможные ответы учеников, памятки для оценивания письменного ответа и устного ответа на лингвистическую тему.

 

Поэт и толпа

Урок литературы в 5 классе можно провести в форме заочной экскурсии в Дом Искусств. Устанавливаются межпредметные связи: литература — музыка — живопись. Вводятся понятия: лирический герой, поэтический калейдоскоп, передвижная выставка, литературный экспонат, стихотворная строка, символ, аллитерация.

 

Фишман Юлия Петровна

Фишман Юлия Петровна,

автор основных материалов сайта "Могу писать".

Журналист и преподаватель из города Екатеринбурга

 

Материалы

 

Случаи отсутствия знаков в сложном предложении

Простые предложения, входящие в состав сложного, не разделяются знаками в нескольких случаях. Между однородными предложениями запятые ставятся так же, как и при однородных членах предложения. Так, если предложения однородны и соединены союзом «и», запятая между ними не ставится. Однако в случае повторения союза запятые ставиться будут, как и при однородных членах с повторяющимися союзами.

З и С в приставках

Речь пойдёт о приставках из-(ис-), без-(бес-), раз-(рас-), воз-(вос-), вз-(вс-), низ-(нис-), через-(черес-). Считается, что с буквами «з» и «с» мы имеем разные варианты написания одних и тех же приставок. В самом деле: ИЗ- и ИС- имеют одно значение: движение наружу. А раз одно значение, то и приставка одна.

 

Гуляева Анна

Гуляева Анна,

выпускница МБОУ "Лицей № 21" 2018 года

 

Материалы

 О Владимире Деткове

Ароматы сирени

«Сирень» – одна из миниатюр Владимира Деткова. В ней образ сирени связан с воспоминаниями о детстве, о первой любви. Писатель, казалось бы, вглядывается в обычные мелочи жизни, заставляет нас задуматься о каких-то собственных и очень близких нам самим мелочах жизни.

Золотарёва Марина Михайловна

Золотарёва Марина Михайловна,

учитель начальных классов

Образование высшее, Курский государственный педагогический институт, 1982.

Высшая категория, отличник просвещения.

Стаж педагогической деятельности – 35 лет.

 

Материалы на сайте

 

Моя семья в истории страны

9  Мая – это  особый праздник для всей нашей страны. И мы с благодарностью  вспоминаем тех, кто одержал великую победу над фашизмом. Всех, кто в тылу врага своим трудом помогал приближать этот день.

Ученики 4 класса подготовили свои проекты "История моей семьи" и рассказали о прадедушках и прабабушках – ветеранах Великой Отечественной войны.

 

Булгакова Татьяна Тимофеевна,

 учитель начальных классов МБОУ "Лицей №21" г. Курска,

окончила РПУ в 1977 году и ВГУ в 1983 году, учитель 1 категории,

стаж педагогической деятельности – 40 лет, стаж работы в МБОУ «Лицей №21» – 34 года.

Отличник народного просвещения.

Класс Булгаковой Т.Т.

 

Материалы

 На уроке русского языка

Изучаем главные члены предложения во 2 классе

Предлагаем методическую разработку урока по УМК «Начальная школа 21 века».

Тема: Повторение. Главные члены предложения.

Цель: повторение знаний о главных и второстепенных членах предложения.

Яндекс.Метрика